О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
FRFR — что это и почему гитаристы переходят на такие системы
Современная версия карманного процессора эффектов Line6 POD
Моделирование гитарного оборудования
Усилители и кабинеты всегда являлись неотъемлемой составляющей тембра электрогитары. Определенным моделям часто отдавалось предпочтение в тех или иных жанрах, в то время как известные гитаристы применяли тщательно подобранные комбинации оборудования для создания запоминающегося звучания. В связи с тем, что использование полноценного комплекта для усиления гитары возможно не всегда, со временем началась разработка устройств, которые при необходимости могли бы служить ему заменой.
Первые шаги в имитации гитарных усилителей и кабинетов были сделаны еще до повсеместного распространения цифровых технологий. В 80-х годах появились основанные на применении транзисторов аналоговые устройства, предназначенные для воссоздания звучания ламповых усилителей. Последующее развитие технологий привело к созданию цифровых моделирующих устройств. Среди первопроходцев этого направления можно отметить компанию Line 6, выпустившую в 1996 году первый моделирующий цифровой усилитель AxSys 212. Чуть позже, в 1998 году, в продажу поступила первая версия процессора эффектов с функцией моделирования POD, который стал первым большим успехом компании и оказал влияние на всю индустрию гитарного оборудования. Благодаря дальнейшему прогрессу применяемых производителями технологий и выходу на рынок новых более совершенных продуктов использование моделирующих устройств стало получать все более широкое распространение.
На текущий момент можно найти примеры применения оборудования для моделирования на концертах известных исполнителей. Известно, что музыканты группы Metallica Джеймс Хетфилд и Кирк Хэмметт используют в турах процессоры компании Fractal, а создатель британской группы Dire Straits Марк Нопфлер в 2019 году начал пользоваться на сцене усилителями Kemper.
FRFR-кабинеты
Традиционные гитарные кабинеты имеют нелинейную амплитудно-частотную характеристику, которая и обеспечивает каждой модели свое характерное звучание. В сочетании с сильно ограниченным в верхнем регистре диапазоном частот это не позволяет успешно использовать их для озвучивания уже сформированного необходимым образом сигнала, поступающего от моделирующего устройства. По этой причине вместо обычных кабинетов гитаристы прибегают к использованию кабинетов типа FRFR.
Активная широкополосная концертная АС Mackie Thump12A
Аббревиатура FRFR расшифровывается как Full Range Flat Response, то есть «полный диапазон и ровный частотный отклик». Такие кабинеты имеют нейтральное звучание, что позволяет им достоверно передавать звук, полученный в результате моделирования. Зачастую FRFR-кабинеты отличаются от обычных внешне и имеют клинообразную форму с направленными вверх под углом динамиками. Такая форма позаимствована у сценических мониторов, которые устанавливаются на сцену для того, чтобы обеспечить музыкантам возможность слышать собственное исполнение во время выступления.
Комбинация FRFR-кабинета и моделирующего устройства предоставляет огромную свободу в выборе гитарного тембра, позволяя повторить звучание практически любого усилителя и кабинета. Возможно даже воспроизвести звучание усилителей, работающих на пределе громкости, но при этом сохранить низкий фактический уровень сигнала. Для профессиональных музыкантов такой набор дает возможность сократить количество используемого оборудования, а также позволяет обеспечить на выступлении необходимое звучание гитары, не требующее точного подбора настроек и не зависящее от акустики помещения и расположения микрофонов. Среди минусов, которым подвержена такая система, отмечают плоский характер звучания, больше соответствующий звучанию оригинального оборудования на записи, а не вживую. Это вызвано тем, что при моделировании осуществляется как раз воссоздание звука, который воспринимает микрофон, расположенный в той или иной точке комнаты, в то время как в реальности характер звучания очень сильно зависит от положения слушателя и может значительно изменяться при его перемещении.