О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Фредди Хаббард. Вместе и поодиночке. Обзор альбома Hub-Tones
Немалые достоинства диска обусловлены талантом и способностью Хаббарда направлять энергию музыкантов, каждый из которых искал свой язык на путях нового мейнстрима, на создание единого и гармоничного музыкального пространства.Трубача Фредди Хаббарда исследователи джаза причисляют к так называемому новому мейнстриму, отмечая попутно, что он один из самых устремленных в будущее (forward-looking) представителей этого направления.
С одной стороны, Хаббард был участником таких сугубо мейнстримовых коллективов, как квинтет Хораса Силвера и Jazz Messengers Арта Блейки, комбинировавших язык Чарли Паркера с элементами, заимствованными из старых блюзов и госпелов. С другой, он работал, не принимая полностью атональную концепцию фри-джаза, с Орнеттом Коулманом и Джоном Колтрейном (участвовал в записи альбомов Колтрейна «Olé Coltrane» и «Africa/Brass»).
Испытав влияние Майлса Дэвиса, Хаббард не перенял его далекую от формального совершенства «шаткую» технику исполнения на трубе. Стремительные и аккуратные пассажи в высоком регистре можно слышать в представленной на пластинке «Hub-Tones» композиции «For Spee’s Sake», а прочувствованную и уверенную мелодику в нижнем – в «Lament for Booker». Все эти влияния наряду, разумеется, с незаурядным музыкальным даром сформировали его сильную индивидуальность, которая весьма ярко проявилась в музыке альбома «Hub-Tones».
Пластинка записана квинтетом Хаббарда в октябре 1962 года в рамках контракта с Blue Note. Партнером лидера здесь выступает друг Фредди альт-саксофонист Джеймс Сполдинг, который время от времени откладывает саксофон, поднося к губам флейту. Великолепна ритм-секция в составе трех свингеров с восточного побережья. Первоклассный универсал, пианист Херби Хенкок, комбинирует элементы фанка и стиля Билла Эванса; его сольные включения всегда содержательны и уместны. Игра басиста Реджинальда Уокмэна, который тоже немало работал с Колтрейном, свидетельствует об изменяющейся и расширяющейся роли контрабаса в джазовых составах. В 1960-е поступательно росла известность ударника Клиффорда Джарвиса, и альбом «Hub-Tones» демонстрирует, почему это происходило.
Композиция «Prophet Jennings», названная в честь нью-йоркского художника, друга ряда музыкантов, представляет собой благородную, отмеченную легким восточным колоритом пьесу необычного строения, в которой важная роль принадлежит мелодике и тембрам засурдиненной трубы и флейты. Основанная на повторяющейся остинатной мелодической формуле титульная «Hub-Tones» не обнаруживает блюзовых очертаний, пока Хаббард не начинает свое четырехтактовое соло, как полагают, одно из лучших, когда-либо им записанных.
Самый протяженный на диске трек «Lament for Booker» посвящен его близкому другу трубачу Букеру Литлу. Это больше чем просто баллада (данный термин используется в джазе главным образом для обозначения музыки, сыгранной в неспешном темпе) – все отведенное для нее время Хаббард поддерживает настроение меланхолической медитации, подобно тому, как единый эмоциональный аффект сохраняется в баховских мотете или хоре из «Страстей». Потрясающая фраза, сыгранная Сполдингом в начале «You’re my Everything» (единственного стандарта на диске), достаточно ясно иллюстрирует, как влияние на музыканта искусства Колтрейна, так и его способность сохранять собственный голос в рамках соответствующего стиля. Сполдинг ощущает себя совершенно свободно, играя и на саксофоне и на флейте, и явно подтверждает замечание Хаббарда: «He will be heard from» (О нем еще услышат).
Немалые достоинства диска обусловлены талантом и способностью Хаббарда направлять энергию музыкантов, каждый из которых искал свой язык на путях нового мейнстрима, на создание единого и гармоничного музыкального пространства. Слоган лейбла Blue Note – The Finest in Jazz since 1939 – верен, по крайней мере, в отношении альбома «Hub-Tones» с записью квинтета Фредди Хаббарда. Для нас немаловажно также отменное звучание пластинки, живое, ясное, с гибкой динамикой и точной стереопанорамой.