О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Фортепианные эстампы Клода Дебюсси. Обзор
Прелюдия как жанр фортепианной музыки занимает значительное место в творчестве многих композиторов – со времен Куперена до наших дней. Первоначально использовавшаяся по преимуществу в парных сочинениях в качестве пьесы, предваряющей музыку более сложную и значительную (например, прелюдии и фуги И.-С. Баха), в послебаховское время – главным образом, в эпоху романтизма – прелюдия обособилась в самостоятельное сочинение.Нередко композиторы создавали большие циклы в количестве 12 или 24 пьес. Очевидно, эта числовая традиция восходит к Баху с его двумя томами «Хорошо темперированного клавира» с 24-мя (по предельному числу мажорных и минорных тональностей) прелюдиями и фугами в каждом томе. Таковы 24 прелюдии op. 28 Шопена, 24 прелюдии op. 11 Скрябина и два тома прелюдий Клода Дебюсси (по 12 прелюдий в каждом). На данной пластинке представлен первый из них французского композитора в исполнении выдающегося итальянского пианиста Артуро Бенедетти-Микеланджели.
У Дебюсси прелюдии – это программные сочинения: каждая имеет название, которое автор поставил не вначале, а в конце каждой из них, обозначив тем самым первичность музыки перед словесной ассоциацией. Наименования связаны с образами античности («Дельфийские танцовщицы», №1), поэтическими строками Фавара и Бодлера («Ветер на равнине», №3 и «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», №4), названием шотландской народной песни («Девушка с волосами цвета льна», №8), драматургией Шекспира («Танец Пека», №11) и т. д.
Дебюсси считал возможным и даже предпочтительным исполнение не цикла целиком, а отдельных прелюдий. Композитор сам осуществил премьеры многих из них в 1910-13 годах в Париже.
Музыка Дебюсси с Микеланджели принадлежит к высшим достижениям искусства художественного исполнения на рояле. Игре пианиста свойственны абсолютная отточенность замысла при совершенстве его претворения, а также полное подчинение виртуозного аппарата раскрытию эстетического содержания музыки. Вместе с тем, исключительные достоинства интерпретаций Микеланджели имеют и оборотную сторону: его игра, совершенная, как фреска Рафаэля, лишена спонтанности, поэтому кажется, что пианист не творит музыку здесь и сейчас (а такое впечатление должно складываться при прослушивании любых опусов, в том числе в записи), а просто воспроизводит идеально выверенную и отполированную самой взыскательной мыслью художественную матрицу. Существуют записи игры на рояле самого Дебюсси. Послушав их, можно получить представление о различии пианистических эстетик автора прелюдий и Мекеланджели.
Настоящее издание обладает самой высокой художественной ценностью. Среди достоинств и превосходное звучание – рояль записан здесь идеально.
Интересующимся трактовками прелюдий Дебюсси можно посоветовать приобрести релиз также второго тома прелюдий с Микеланджели, а также послушать эту музыку в исполнении великого немецкого пианиста Вальтера Гизекинга (записи всех фортепианных сочинений Дебюсси осуществлены им в 1950-х годах в Лондоне).