О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Форма Стоунхенджа усиливала звуки внутри конструкции и не пропускала внешние
Монумент Стоунхендж, о происхождении и назначении которого до сих пор ходят самые разные гипотезы, активно исследуется. Недавно ученые построили его модель в масштабе 1:12 и выяснили, что форма и расположение камней позволяют усиливать и улучшать звук находящегося в центре источника — и голоса, и музыку. При этом звуки не распространяются за пределы монумента, даже если слушатели находятся непосредственно рядом с камнями.
Для создания модели исследователи во главе со звукоинженером Тревором Коксом (Trevor Cox) изучили монумент с помощью лазерных сканеров и построили подробнейшую модель. Правда, пришлось пожертвовать масштабом: только версия, в 12 раз меньше оригинала, помещалась в акустическую камеру в Университете Салфорда в Англии, где и работает команда. Камера эмулировала открытое пространство, на котором расположен Стоунхендж.
Модель пришлось немного доделать: на данный момент сам монумент достаточно серьезно разрушен, из вертикальных камней внешнего круга остались стоять только пять, да еще 12 доступны во фрагментированном состоянии.
Если верить исследованиям, 4 200 лет назад Стоунхендж состоял из 157 камней: для своей модели ученые распечатали 27 камней разных форм и размеров на 3D-принтере, затем построили на их базе отливки и создали оставшиеся 130 камней. Мини-камни были спроектированы так, чтобы минимизировать поглощение звука — точно так же, как и глыбы в оригинальном Стоунхендже.
Команда разместила микрофоны и динамики в различных точках мини-монумента и снаружи. Каждый излучатель «чирикал» в диапазоне от низких до высоких частот. Звуки были смодулированы так, чтобы в результате звучание взаимодействовало с камнями тем же образом, что и в реальных условиях.
Несмотря на то, что между камнями есть ощутимые промежутки, время реверберации для средних частот составило в среднем 0,6 секунд — а за счет этого внутри монумента лучше были бы слышны голоса и звуки музыкальных инструментов. Для сравнения: в типичной гостиной время реверберации составляет 0,4 секунды, около 2 секунд в крупных концертных залах и до 8 секунд в кафедральных соборах.
За пределы мини-монумента звук не выходил, а звуки с динамиков, расположенных снаружи, также не усиливались. Более того, внутри модели не было эха: внутреннее кольцо из камней разбивало и поглощало звуковые волны, отражающиеся от внешнего кольца, и не давало ему формироваться.
Акустические свойства Стоунхенджа исследовались и ранее, а новый эксперимент с моделью, как считают ученые, недостаточно полноценен: следует провести больше измерений, охватить более широкий диапазон, чтобы исследовать формирование эха, а также понять, «почему Стоунхендж гудит, когда дует ветер».
Кокс считает, что создатели монумента, несмотря на его акустические особенности, о звуке думали меньше, чем о погребальных обрядах или звездах. Однако внутренняя часть монумента была хорошо изолирована от внешних звуков и при этом усиливала внутренние звуки — и, возможно, эти особенности все-таки играли немалую роль для тех, кто посещал эту локацию.
Оригинальный материал на сайте stereo.ru:
Форма Стоунхенджа усиливала звуки внутри конструкции и не пропускала внешние