О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Focal
Известнейший французский бренд Focal JMlab вырос буквально с нуля, воплотив историю успеха своего основателя – Жака Мауля, который увлекся Hi-Fi с 15 лет и решил посвятить качественному звуку всю жизнь. В свое время Жак Мауль работал главным инженером в компании Audax (известный производитель динамических микрофонов).
Подробнее о бренде FocalОбзоры товаров под маркой Focal (25)Официальный сайт Focalhttps://www.focal.com/ru
Focal Utopia Be 33WX. Тяжёлый элемент. Журнал "Автозвук"
Фокаловское литьё корпусов сабвуферных динамиков достаточно увидеть один раз, потом узнавать его будешь всегда.Автомобильный сабвуфер Focal Utopia Be 33WX
Помните, в чём достоинства периодической системы элементов, предложенной 100 лет назад Д.И. Менделеевым? Наверное, не вредно и напомнить.
Система, предложенная великим русским химиком, позволила навести порядок в огромном фактическом материале, накопленном за долгие столетия существования алхимии и химии. Давно было понятно, что какие-то элементарные вещества (элементы) похожи друг на друга, какие-то схожи с другими, а как расположить одну группу относительно другой, оставалось неясным. Менделеев первым понял, что, если взять за основу атомный вес, элементы начинают сами собой выстраиваться в группы. Ясно, что если бы Дмитрий Иванович этого не сделал, к подобным результатам пришёл бы кто-то ещё, поскольку периодическая система это такая же объективная реальность, как, скажем, закон всемирного тяготения. А основное достоинство периодической системы в том, что она сделала возможным предсказание свойств тех элементов, которые почему-либо оказались ещё не открыты, руководствуясь лишь их местом в периодической системе.
Три года назад мы уже писали (так же, как сейчас, не обойдя вниманием Дмитрия Ивановича и одно из двух его изобретений), что разобраться в свойствах акустики семейства Focal Utopia Be удобнее всего, используя системный подход. Разговора о сабвуферах тогда не шло, наукой они открыты ещё не были. Но если исходить из того, что они существуют (а нынче и сомнения на этот счёт не возникает), то можно попробовать описать их свойства заочно.
«Атомный вес», конечно, больше, чем у шестидюймовых мидбасов, если искомый элемент находится на соседней строке таблицы, и много больше — если он занимает клетку ещё ниже. А чтобы попробовать предсказать свойства новых «элементов», надо искать точки пересечения свойств современных сабвуферов как группы по горизонтали и семейства элементов Utopia Be — по вертикали. Мощность высокая (по горизонтали) — это особенность сабвуферов высокого разбора, но не запредельно высокая, поскольку семейство Utopia Be ориентировано на качество звучания, а не на SPL. Способность работать в компактном оформлении? Да, это свойство современных сабвуферов. И при этом обеспечить аудиофильскую частотную характеристику? Да, это требование, предъявляемое семейством Utopia Be. Чувствительность не может быть слишком высокой, поскольку это свойство практически не совмещается с требованием компактности оформления, но она не должна быть и очень низкой, иначе сабвуфер не сможет воспроизводить «быстрый» бас.
Потом увидим, в какой мере нам удалось предсказать свойства вновь открытых элементов. А теперь уже мы вправе говорить, что в семействе Utopia Be существуют два сабвуфера, которые обозначаются как 21WX и 33WX. (На самом деле есть ещё «фронтальный» мини-сабвуфер Utopia Be 13WS, но свойства его таковы, что его можно рассматривать как тяжёлый изотоп мидбаса 5W2.)
Тут отвлечёмся от периодической системы и уделим заслуженное внимание другой системе — обозначений размеров сабвуферов, принятой в продукции Focal JM lab. Система несколько непривычная, но с точки зрения логики оправданная. Как уже было сказано в предисловии к групповому тесту этого же номера, того размера, которым принято характеризовать акустику, у современных динамических головок реально нигде не наблюдается. К примеру, у тех головок, которые считаются 250-миллиметровыми, габариты колеблются около 27 см, у 300-миллиметровых — около 33 см. Это известно всем производителям, но не все могут себе позволить ввести собственные размерные обозначения. Focal JM lab — может. Поэтому 250-миллиметровые сабы у них обозначаются как 27, 300-миллиметровые — как 33, а «пятнашка» будет представлена размером 40. Исключение, кажется, только одно — 18-дюймовый сабвуфер в серии K2 power обозначается как 46 KX4, а не 48 или 49. Отчего так — знают, наверное, только сотрудники Жака Мауля. Теперь уже никто не удивится, если я скажу, что 8-дюймовые головки обозначаются числом 21, кстати, такой типоразмер есть только в серии Utopia Be. Головки 21WX и 33WX устроены сходным образом, но сегодня мы занимаемся более тяжёлой из них, Utopia Be 33WX.
Фокаловское литьё корпусов сабвуферных динамиков достаточно увидеть один раз, потом узнавать его будешь всегда. Между четырьмя несущими спицами ниже центрирующей шайбы находится фактически сплошное вентиляционное окно, пластинчатые перемычки предохраняют внутреннее пространство от попадания посторонних предметов и сообщают воздушному потоку нужное направление. Материал диффузора имеет фирменное обозначение W composite sandwich. Сэндвич представляет собой трёхслойную композицию, состоящую из двух слоёв стеклоткани с полимерным связующим, между которыми помещён вспененный акрил. При этом несущим является верхний слой стеклопластика, остальная часть композиции к нему как бы подвешена. Магнит состоит из шести кольцевых магнитов диаметром 80 и высотой 30 мм. Основное достоинство такой системы в улучшенной вентиляции звуковой катушки, но её надо тщательно оберегать от попадания внутрь инородных частиц. Нижняя шайба магнитной системы плоская, и кольцевой проточки внутри нет. Она, впрочем, и не нужна, поскольку линейный ход диффузора 9 мм, а расстояние от среза алюминиевого каркаса катушки до упомянутой шайбы 20 мм. Диаметр каркаса 76 мм, а размер осевого отверстия в керне 31 мм. Центрирующая шайба плоская и ярко выражено прогрессивная, как видно, сечение гофров было тщательно просчитано. Качество винтовых зажимов — ожидаемое. Провода к выводам катушки подведены по второму способу, особенность конструкции — поролоновые демпферы, которые гасят колебания проводов.
На этом описание внешних свойств нового (для нас) элемента системы Utopia Be можно закончить. Наиболее же важные для нас свойства выявил лабораторный анализ, и его результаты оказались впечатляющими...
Номинальная мощность головки задана производителем достаточно консервативно. 350 Вт это, конечно, много, но не для трёхдюймовой катушки. Вероятно, диаметр провода выбран не самый большой. Писано было не раз и не два (и не кем-нибудь, а нами), что «револьверная» система магнитов серьёзного магнитного потока не обеспечивает. Но, может, магниты нам попадались до сих пор не такие, а может, как раз диаметр провода сказался, только в данном случае (и при такой-то катушке, кстати) расчёты дали более чем солидное значение силового фактора 15,8 Тл м, которое, заметим, почти совпало с заявкой изготовителя (16,25 Тл м). Массу подвижной системы (134,9 г) по меркам данного калибра можно считать средней, так что опорная чувствительность получилась очень достойной. Как увидите позже, головка 33WX работает в ЗЯ с небольшим отрицательным усилением, поэтому в таком оформлении чувствительность на круг получится 89,5 дБ/Вт, что, впрочем, тоже неплохо. Показатель EBP очень высокий, так что на сколько-нибудь серьёзное усиление в ФИ рассчитывать не приходится. По нашим расчётам, реальная чувствительность в ФИ точно попала на отметку, которая считается у нас границей нормы для данного калибра (93,5 дБ/Вт). Нелинейные искажения невысокие, а их монотонное уменьшение с ростом частоты (от 3,7% на 50 Гц до 0,95% на 125 Гц) указывает на то, что конструкция головки никаких сюрпризов не таит.
Французы приводят два рекомендованных варианта оформления, оба — фазоинверторы. На наш взгляд, для хай-энда настройки высоковаты, но самое удивительное — ни слова о ЗЯ. Наш экземпляр 33WX вышел по всем показателям мягче, чем прогнозировалось при изготовлении, но не так чтобы совсем. Если воспроизвести французские рекомендации с нашими, намеренными честным трудом параметрами, разница в кривых будет меньше децибела. А по своему набору параметров мы первым делом проверили, как обстоит с возможностью работы в ЗЯ, всё же это общепризнанно самый музыкальный тип оформления. И вот, пожалуйте: в ЗЯ 26 — 27 л получается чуть ли не самая ровная АЧХ, какую нам доводилось видеть, неравномерность едва 0,5 дБ при отрицательном усилении 0,7 дБ. Минимальный ЗЯ, при котором неравномерность не выходит за пределы 2 дБ, кажется, самый компактный для «двенашки», какой можно себе представить — 19,5 л. Оптимальный «фазик» 41 л х 33 Гц. Объём при этом — почти точно посередине между рекомендациями.
Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", октябрь 2008 г. www.avtozvuk.com