О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Focal
Известнейший французский бренд Focal JMlab вырос буквально с нуля, воплотив историю успеха своего основателя – Жака Мауля, который увлекся Hi-Fi с 15 лет и решил посвятить качественному звуку всю жизнь. В свое время Жак Мауль работал главным инженером в компании Audax (известный производитель динамических микрофонов).
Подробнее о бренде FocalОбзоры товаров под маркой Focal (25)Официальный сайт Focalhttps://www.focal.com/ru
Focal Solid 4. Площадь республики. Журнал "Автозвук"
Выходная мощность для акустики фронта и тыла самая правильная, если, конечно, без экстремизма. А ввиду хорошей энергетики источника питания при переходе на 2 Ом мощность возрастает на 71%, так что в мостовом режиме 4-омный сабвуфер сможет получить 260 — 270 Вт.Автомобильный усилитель Focal Solid 4
А в последнее время в связи с временными трудностями этот самый средний класс и с помощью увеличительной оптики рассмотреть становится всё сложнее. Богатые, конечно, победнее стали, но всё равно остались богатыми. А вот те, что с большим или меньшим основанием относили себя к среднему классу, всё чаще числят себя по разряду неимущих — тоже, конечно, с большим или меньшим основанием.
В технике, предназначенной для воспроизведения звука, ситуация сходная, с той только разницей, что означенная ситуация сложилась не вчера и даже не в прошлом году. Даже термин такой придумали — «вымывание среднего класса». Возьмём, к примеру, проигрыватели винила…
Нет, не будем. Лучше возьмём усилители. В групповые тесты мы без проблем набираем с десяток доступных аппаратов. Сейчас, может, поменьше, но не намного. «Богатые» идут в одиночные тесты. Этих не так чтобы много — всё-таки «элита» толпами не ходит, но и сказать, что по этой позиции ощущалась явная нехватка, тоже нельзя. Я посмотрел список материалов рубрики «На ковёр!» за прошедшие два года, расценки, как правило, начинаются от 600 евро и дальше, порой сильно дальше. В то же время усилители, которые считаются массовыми, предлагаются не дороже 200 тех же самых единиц (в ретроспективе пользоваться чуждыми нам денежными единицами оказалось удобнее). В промежутке от 200 до 600 почти никого и нет. Ровно в середину этого «зазора» из недавних тестов попадает только Audison SRx 3 (он же SRx 3.1). Итальянцам, конечно, отдельное спасибо за средний класс, начиная со старика Джузеппе, они в основах демократии, как я понимаю, разобрались.
Французы тоже с демократией на «ты», у них там одних республик было — только-только пальцев хватит. Для нашей отрасли Франция ассоциируется прежде всего с творениями компании Focal JM Lab — если я кого и забыл, то, думаю, не многих. И позиция компании заслуживает не только уважения, но и всяческого поощрения. В низший бюджетный сектор они вроде бы пока не стремятся, что бы там ни говорили о сравнительном объёме продаж и доходности вложений. И притом что в высших сферах car audio акустика Focal чувствует себя как дома, про средний класс тоже не забывают. Освоение сравнительно новой для себя области — усилительной техники — стратеги из Focal JM Lab построили на тех же принципах. Первыми появились аппараты FP Dual (Monitor и Direct) — это чтобы сразу разъяснить qui est qui (по-нашему — who есть кто) и расставить точки над «i». И после минимальной паузы миру была явлена демократичная серия усилителей Solid. Обратите внимание — не «бюджетная», как сейчас принято говорить, подразумевая «дешёвая», а именно демократичная. Техника среднего класса и для среднего класса, который является… (см. выше).
При первом же взгляде на Solid 4 сразу же вспомнилось, что один из усилителей этой серии у нас уже участвовал в тесте (Solid 1, №1 за этот год — на моноблоки ценовой диапазон мы установили довольно широкий). А запомнился он потому, что…
Впрочем, посмотрите на фото, и, думаю, поймёте почему. И дело даже не в том, что усилителей в литых корпусах нынче стало до обидного мало. Прокат, наверное, технологичнее — нарезаешь себе корпуса «под мощность», добавляешь к ним боковины — и le point. Точка, короче. Но литьё дружественнее в обращении (у него нет острых граней) и царапается меньше, поскольку фактура поверхности иная. И вообще бортовое устройство, будь то компьютер или усилитель, должно быть в литом корпусе…
И дело не в цветовом исполнении — как раз усилители красного цвета у нас не так уж и редки. (Кстати, все усилители выпускаются и в чёрном, хотя красный цвет, как я понимаю, более республиканский.) Дело в другом: смотришь на пропорции корпуса, и глаз отдыхает. Тем более что даже при ближайшем рассмотрении усилителя глазами водить не приходится — четырёхканальник как раз можно накрыть листом А4. Или «АЗ» — тут уже имеется в виду не формат, а издание. Кстати, размеры корпуса у Solid 4 точно такие же, как у Solid 1. «Площадь республики» невелика и постоянна.
Компоновка у усилителя «итальянская», вернее, я бы сказал, улучшенная итальянская. Все входы/выходы сосредоточены вдоль одной стенки, но настройки и переключатели выбора фильтров выведены под крышку наверх. Надо ли говорить, что удобно? Что мне ещё понравилось, так это кнопка Fader. Вернее, не сама кнопка, а как её назвали. Обычно переключатели такого рода обозначают «4 ch/2 ch», и пользователю остаётся гадать: он переключает усилитель в режим работы с двумя входами или же превращает его в двухканальный агрегат (каналы попарно мостом)? Да, в car audio Fader это синоним баланса между фронтом и тылом. Но есть и другое значение — смешивание входов фронта и тыла. Короче, по смыслу становится понятно, что здесь это четырёхканальный режим с двумя входами. Правда, возник вопрос: принимается ли при этом сигнал только от фронтальных входов либо и от тыла тоже? Ну это мы прояснили — работают только входы Front. Кстати, как оказалось, Fader отключен, когда кнопка нажата, а не наоборот, как следует из маркировки. Не очень понравилось то, что входы и выходы обозначены как Front и Rear (L и R), а сверху на настройках присутствуют только 1/2 и 3/4. Отнесём это на счёт трудностей перевода.
Сильноточные зажимы рассчитаны на зачищенный кабель, диаметр его может достигать 8 мм, если это кабель питания, и 4,5 мм, если он используется для подключения нагрузки. Номинал предохранителей 50 А.
Есть входы высокого уровня. Комплектный дистанционный регулятор управляет уровнем каналов 3/4 и только когда включён фильтр НЧ, то есть когда эти каналы работают на сабвуфер. Здесь всё логично, в других вариантах включения либо относительный уровень каналов и нельзя изменять (би-ампинг фронта), либо для этого служит регулятор фейдера в головном устройстве. Жаль, конечно, что басовый регулятор (не уровня, а формы частотной характеристики) не предусмотрен хотя бы для той же пары каналов, но не исключено, что у авторов были на это свои соображения. Диапазон перестройки фильтров одинаковый, от 50 до 150 Гц.
Для прослушивания хотелось, конечно, найти что-нибудь стопроцентно французское, но с ходу этого сделать не удалось. Скажем, музыка Ж.-М. Жарра хорошо нагружает усилитель и акустику, но надёжные суждения о точности трактовки по такому материалу вынести сложно. Так что мы использовали обычный комплект дисков.
1. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.
2. Adriano Celentano, «Arrivano Gli Uomini». Clan, 1991.
3. Silence Technology Test Disc. Audio div., Matsushita, 1990.
4. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, год выпуска не указан.
5. «Японские барабаны» (название на японском). Victor, 2005.
Верх на первом треке Челентано [2] при использовании проверенного межблочного кабеля (серебрёная бескислородная медь) показался простоватым. Ну, может, не простоватым, а как бы не слишком насыщенным. Как будто хлопки в ладоши записаны в переглушенном помещении. Притом что по голосу Адриано глубина звуковой сцены просчитывается вполне надёжно. Берём кабель поярче, с серебряной жилой. Те же хлопки в ладоши теперь вполне узнаваемы, хотя по-прежнему не создаётся ощущения, что музыкальное действо разворачивается прямо перед вами. Динамика барабанов интереснее, но бас приобрёл некоторую расплывчатость. Ставим акустический кабель, который до сих пор проявлял себя с самой лучшей стороны, и опять медно-серебряный межблочник. Звуковая сцена заметно конкретизировалась. Динамика барабанов теперь вполне достойная, и даже как будто громкость повысилась — за счёт динамики, вероятно. Аккорды гитары теперь звучат спокойнее и естественнее. Монетки в бессмертной композиции «Money» [1] теперь чётко локализованы по времени. Но динамика барабанов всё же не запредельная. И опять переходим на серебряный межблочник. Монетки теперь ясные, но бас опять чуть менее чёткий. Локализация голосов на четвёртом треке диска [4] очень надёжная и аккуратная, хотя, как показалось, сцена органичнее строится с кабелем Cu-Ag. Японские барабаны [2] не усредняются, чувствуется, что по одному и тому же инструменту каждый удар наносится по-разному. Разрывы фейерверка [3] чёткие, хотя от выбранного кабеля их трактовка тоже зависит. В общем, многое меняется от кабелей, и тут мы имеем классический (хотя и нечастый) пример «инсталляторского» усилителя.
Нам много раз твердили, что средний класс — это опора государства. Только почему-то не всё гладко у нас с этим классом. В том плане, что невооружённым глазом его не очень и увидишь.
Выходная мощность для акустики фронта и тыла самая правильная, если, конечно, без экстремизма. А ввиду хорошей энергетики источника питания при переходе на 2 Ом мощность возрастает на 71%, так что в мостовом режиме 4-омный сабвуфер сможет получить 260 — 270 Вт. Этого тоже хватит, если без экстремизма. Но демократия и экстремизм вообще плохо сочетаются. Диапазон перестройки чувствительности достаточен для работы с любыми «головами», хотя и без избытка. Но избыточность диапазона только снижает точность настройки — вам это надо? Уровень шумов на редкость низкий, да и с переходными затуханиями всё в порядке. Кстати, переключатель «4 ch/2 ch» нередко вызывает проблемы с переходными помехами, но избежать их, как видите, можно, если коммутация организована грамотно. Обратите внимание на невысокую скорость нарастания выходного сигнала, форма осциллограммы характерна для усилителей с неглубокой общей обратной связью. Реакция на нагрузку емкостного характера у Solid 4 крайне спокойная, ток потребления даже немного снижается, а амплитуда высокочастотной (150 кГц) помехи примерно 2,5% — это даже не помеха, а так, мелочь. Низкочастотный (20 Гц) меандр воспроизводится так, как и должен в реальной жизни при разумно низкой нижней границе частотной полосы.
Диапазон перестройки фильтров оказался несколько уже, чем заявлено: от 65 до 152 Гц для фильтра НЧ и от 61 до 157 Гц для фильтра ВЧ. Впрочем, и тут действует тот же принцип разумной достаточности.
Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", апрель 2009 г. www.avtozvuk.com