О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2579Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
FiiO
Относительно юная китайская компания FiiO была основана 26 апреля 2007 года и почти сразу добилась признания по всему миру. В первую очередь, конечно, благодаря своим усилителям для наушников, показавшим уникальный уровень соотношения цены и качества. На этом рынке FiiO и сейчас занимает лидирующие позиции, продолжая свой быстрый рост и постоянную разработку новых моделей.
Подробнее о бренде FiiOОбзоры товаров под маркой FiiO (83)Официальный сайт FiiOhttps://www.fiio.com
FiiO E17 - медиакомбайн для меломанов. Портал "www.appleinsider.ru"
Без ложной скромности можно сказать, что FiiO опять удалось поднять планку портативных аудиоустройств на небывалую высотуНе будет большим преувеличением сказать, что компания Fiio совершила небольшой переворот на рынке персональных аудио-решений для меломанов, выпустив свой знаменитый "комбайн" Fiio E7, являющийся одновременно и DAC, и портативным усилителем для наушников. Собственно, самым революционным в E7 была его цена: устройство такой универсальности и с таким качественным звуком по цене менее 100 долларов — не имело аналогов и близко. Успех был огромным: масса положительных рецензий, популярность по всему миру. Но Fiio не привыкли почивать на лаврах и в начале 2012 года представили продолжение линейки, Fiio E17, носящий кодовое имя "Alpen".
Что это за устройство, зачем оно нужно, и что нового в этой версии по сравнению с E7 (все-таки цена выросла примерно на 50 долларов) мы и попробуем разобраться в этом обзоре.
Fiio E17 является практически универсальным аудио-комбайном, сочетающим в одном маленьком и компактном корпусе сразу два устройства: очень неплохой цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП или DAC), и усилитель для наушников, который может использоваться как портативный или стационарный. Для начала, думаю, стоит разобраться — зачем вообще нужны эти усилители для наушников? Читатели, знакомые с вопросом могут, следующий раздел сразу пропустить, так как я максимально упрощаю вопрос, чтобы передать только самую суть.
Разные наушники требуют разной мощности источника звука для того, чтобы полноценно работать. Эта "легкость раскачивания" характеризуется двумя параметрами. Первый из них это импеданс (иногда называемый сопротивлением). Тут все просто: чем он выше, тем больше надо приложить мощности для раскачивания динамиков. Второй параметр — чувствительность. Она измеряется в дБ на милливатт мощности и показывает, сколько нужно приложить энергии для создания определенного звукового давления. Стоит отметить, что не всегда эти два параметра коррелируют (хотя часто зависимость имеется). Есть наушники с немалым сопротивлением, которые тем не менее хорошо раскачиваются маломощными источниками (те же FA Oldskool, рассмотренные ранее, имеют сопротивление в 164Ω, но отлично работают с любыми мобильными источниками). Бывают и обратные примеры, когда весьма низкоомные уши требуют достаточно хороший уровень сигнала (тут в качестве примера вполне подойдут творения Grado, которым несмотря на 32Ω импеданса усилитель очень и очень нужен).
Усугубляет ситуацию тот факт, что в случае малой мощности источника звука наушники не откажутся работать вообще, они будут играть. Иногда они будут звучать тихо, но часто даже по громкости этого будет не понять. Основная проблема состоит в том, что наушники при этом не смогут "раскрыться" в полную силу: не будет хватать мощи низам, чистоты верхам, звук будет зажатым и неестественным. Мощности большинства портативных плееров (в том числе и техники от Apple) не хватит на полноценную "раскачку" даже средних по чувствительности наушников, не говоря уже про решения с малой чувствительностью. Кстати, аудиовыходы недорогих звуковых карт тоже не являются особо мощными источниками сигнала.
Какие же решения есть у данной проблемы? Во-первых, можно воспользоваться плеером или звуковой картой с достаточно мощным усилителем на выходе. Сейчас на рынке плееров представлены многие решения от HiFiMan (модели 601, 602 и 802), HiSoundAudio (RoCoo-P и Studio), Colorfly (C4PRO) и другие, которые за достаточно солидные деньги предлагают достаточно мощные усилители (чаще всего в уродливом корпусе). Во-вторых, можно выбрать другие более чувствительные наушники (если не жалко уже потраченных денег на те что есть). Ну и в-третьих, можно использовать усилитель для наушников, такой как Fiio E17 (и другие их модели), которые будут усиливать сигнал до необходимого уровня.
Кстати, с использованием портативных усилителей связана еще одна интересная возможность. Для некоторых плееров (в частности моделей Apple), с помощью специального кабеля, называемого Line-Out Dock (или сокращенно LOD), можно получить звук "в обход" штатного усилителя устройства и отдать его на обработку внешнему усилителю. Так как большинство портативных усилителей построены на элементарной схеме, заметно превосходящей таковую в плеерах, звук получается заметно лучше. Та же Fiio предлагает очень недорогие, но качественные LOD-кабеля для техники Apple, Sony и SanDisk. Поэтому, если вы хотите добиться максимального качества звука от вашего портативного устройства — подобный проводок всячески рекомендуется к использованию.
С усилителями разобрались, остается вопрос, для чего же нужно использовать ЦАП? Тут все достаточно просто. ЦАП заменят встроенную звуковую карту, получая звук в цифровом виде и переводя его в аналоговый самостоятельно. Опять же, за счет хороших микросхем и алгоритмов, у ЦАП-ов это получается часто лучше, чем у встроенных звуковых карт. Для полноценной работы с DAC стоит завести в хозяйстве один из плееров, которые умеют работать с ним напрямую, обходя системный звуковой тракт: это позволит добиться максимального результата, в OS X это обычно называют "hog mode". Из плееров, умеющих это делать, я бы посоветовал Decibel или bitPerfect.
Кстати, если вы хотите получить максимальную отдачу от звука, лучше использовать записи в losless-формате с высокой частотой семплирования (благо Fiio E17 поддерживает аж 192К), так как mp3-компрессия сведет на нет все плюсы от высококлассного ЦАП-а и плеера.
Выходная мощность: >250mW (нагрузка 16Ω); >30mW (нагрузка 300Ω)
Диапазон сопротивления нагрузка: 16 Ω ~ 300 Ω
Соотношение сигнал/шум (усилитель): ≥109dB
Соотношение сигнал/шум (ЦАП): ≥104dB
Искажения (усилитель): <0.001%(10mW)
Искажения (ЦАП): <0.007%(10mW)
Максимальная частота семплирования USB: 96K/24bit
Максимальная частота семплирования SPDIF: 192K/24bit [SPDIF]
Частотный диапазон (усилитель): 10Hz~100KHz
Частотный диапазон (ЦАП): 10Hz~20KHz
Емкость батареи/время зарядки/время работы (AUX): 1500MAh/3.5h/15h
Емкость батареи/время зарядки/время работы (SPDIF): 1500Mah/3.5h/15h
Размеры: 96mm x 55mm x 15.2mm
Вес: 112g
Как видите, медиакомбайн вышел что надо: и USB, и SPDIF-входы, равно как и линейный аналоговый вход.
Fiio недавно переработали упаковки своих основных продуктов, и, безусловно, это пошло им на пользу. E17 поставляется в качественной коробке из белого картона. Конечно жаль, что это не жестяная упаковка, как у E10, но это и не "закос" под iPhone, как у E7. В общем, хорошая надежная упаковка с отличной полиграфией. Внутри все так же продумано. Большую часть коробки занимает бархатный чехол с Fiio E17 внутри. Два отдельных отсека, закрытых картонными клапанами хранят все дополнительные плюшки из комплекта поставки, коих немало. Помимо самого E17 вы получаете: короткий аудиокабель с двумя позолоченными угловыми 3,5 мм джеками на концах, SPDIF-переходники для коаксиального и оптических кабелей, пленочку на экран (ту, что наклеена на заводе, лучше сразу выбросить), USB-кабель для подключения к компьютеру и зарядки, пару резиновых колец для соединения усилителя и плеера в единую систему и 6 резиновых ножек для приклеивания на днище устройства (лучше, конечно, 4 приклеить, а две оставить про запас).
В общем, ощущается, что на аксессуарах и упаковке не экономили: такой набор и подарить не стыдно, и себе купить приятно.
Хочется этого или нет, но E17 обречен на сравнение со своим предшественником E7, что в нем изменилось, и стоит ли это обновления.
Если говорить про внешний вид — улучшения на лицо. E17 выглядит более цельным, более металлическим и более современным, чем E7. Видно, что сделан он из анодированного черного алюминия c текстурой, чертовски приятного на ощупь и практичного в повседневном использовании.
Все кнопки перенесены на лицевую сторону, их стало больше (что явно пошло на пользу). Очень правильная идея — отдельная кнопка включения с кольцевым светодиодным индикатором. Еще более правильная идея — переключатель "Hold", отключающий экран и блокирующий кнопки, незаменимо для мобильного устройства.
Так же стоит отметить, что уменьшилась площадь, закрываемая прозрачным пластиком: теперь он покрывает только экран и прилегающую к нему область. Это уменьшает возможности к оставлению отпечатков и некрасивых царапин. Хотя идущую в комплекте пленку стоит все же приклеить.
Большая часть разъемов сосредоточена сверху и снизу, что так же весьма разумно с точки зрения удобства использования. В комплекте имеются линейный вход, выход на наушники, коаксиальный вход, USB и проприетарный разъем, служащий для подключения к мощному усилителю Fiio E9.
На обратную сторону рекомендую сразу наклеить комплектные резиновые ножки, чтоб избежать истирания прибора об стол.
Данная модель выгодно отличается от большинства портативных устройств данного класса наличием двухцветного OLED-экрана. Он показывает текущую громкость, выбранный источник звука, заряд аккумулятора и прочие служебные параметры. Так же он удобен для настройки разнообразных опций устройства, которых у Alpen достаточно много. Кстати, для любителей послушать музыку на ночь, в Fiio E17 есть таймер сна.
В устройстве использована очень мощная батарея на 1500 мА/ч, что позволяет после 3,5 часов зарядки автономно работать около 15 часов. На практике, полностью заряженный E17 у меня проработал 15 часов 40 минут.
Кстати, при использовании устройства как ЦАП, подключенный по USB — через меню можно отключить зарядку аккумулятора, чтобы уменьшить количество наводок, создаваемых цепью заряда.
Тут тоже не избежать сравнений со всеми предыдущими моделями Fiio: начиная с E7 и заканчивая великолепными по звуку E10 и E11. Если кратко — E17 заметно превосходит их. Особенно это заметно в средне-частотном диапазоне: он стал чище и за счет этого звучание воспринимается более объемно (некоторые называют это "более широкой сценой"), и в области баса: бас более упругий и хорошо контролируемый.
Приятной особенностью этой модели стала раздельная регулировка ВЧ, НЧ и gain, причем не в 4 положения как на E7, а полноценно от -10 до +10, что позволяет добиться желаемого в нужный момент звука.
Все тесты Fiio E17 проводились с 250-омной версией наушников Beyerdynamic DT 880 Pro. Также я пробовал очень интересные наушники Dunu EX-150 от Dunu-Topsound (150-омные наушники-вкладыши с отличным звучанием, но, к сожалению, отсутствующие в продаже). Для тестов в режиме DAC я использовал подключение по USB к MacBook Pro 15″ Early 2011, в качестве проигрывателя выступал Decibel, треки в lossless качестве. Для тестов в режиме усилителя я использовал iPod Nano 6G с LOD кабелем Fiio L3 и SanDisk Sansa Clip+.
Queen — Bohemian Rhapsody
По легенде, Фредди, впервые наиграв этот трек на рояле, повернулся к продюсеру и произнес: "А тут, дорогуша, вступает хор". Естественно, никто не ожидал такого размаха от молодой группы. А зря. Композиция эта перевернула представление многих о том, чем является рок-музыка, и что получится, если объединить ее с классикой. Очень неплохо звучит ремастер 2009 года, за счет Fiio обретающий невероятный напор и мощь. Без усилителя с Beyerdynamic лучше к этой песне и не подходить: от хора остаются одни намеки, как и от гитары Брайана Мея.
The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble — Black Wings
Хороший тест на психическую устойчивость: попробуйте послушать этот трек после полуночи, в темноте, в хороших наушниках с Fiio E17. Дослушав, снимите наушники. Если вы не ощущаете легкий мороз, пробегающий по коже, то либо вы — обладатель стальных нервов-канатов, либо же просто плохо слышите. Невероятная смесь рваных мелодий и ритмов, смешанные воедино механика и органика, темные мысли и еще более темные звуки — вот что такое "Килиманджарский ансамбль темного джаза". Композиции их богаты разными фоновыми звуками и сложными инструментами, и звуковой фон порой играет роль более важную, чем "передний план". Естественно, без хорошего усилителя справиться с этим DT 880 полноценно не могут. А вот с Fiio E17 — вам лучше поберечь свои нервы, настолько пугающе-обволакивающая атмосфера создается этим треком.
Diablo Swing Orchestra — Gunpowder Chant
Еще одни гениальные мастера эклектики. На этот раз из Швеции. Описывать их творчество словами — примерно то же самое, что пытаться передать картины Пикассо в балетной постановке. Их надо слушать самостоятельно, переслушивая и открывая все новые моменты в творчестве. Я специально взял эту достаточно короткую композицию, так как она насыщенна плотными басами, все строится вокруг какого-то варганоподобного инструмента. Без усилителя это все превращается в гудение. С Fiio E17 — четкий, акцентированный и плотный бас, звучащий невероятно сочно.
Александр Градский — Как молоды мы были
Конечно, эта песня у многих уже набила оскомину, так как она часто появляется в разных тестовых сборниках и обзорах, но с другой стороны — явно не зря. Невероятный вокал Градского, помноженный на хорошие наушники и Alpen просто завораживает. Иногда ловил себя на мысли, что перестаю различать слова, а вслушиваюсь только в интонации и обертоны голоса — настолько четко и ровно передает Fiio средний диапазон.
Caravan Palace — Suzy
Шедевральное творение французских гениев электросвинга. Очень насыщенная эффектами музыка, драйвовость которой может сравниться только со сложностью воспроизведения. Тут Fiio E17 помогает за счет невероятно чистой середины: вокал Сони Фернандез звучит настолько выпукло, что создается эффект нахождения прямо на концерте, а энергетика гитары добавляет дополнительного шарма этой композиции. Кстати, если вы не видели клипа на эту песню — очень рекомендую, он идеально передает суть музыки.
Ephel Duath — Praha (Ancient Gold)
Что получится, если перкуссионист — учитель полиритмии с джазовым прошлым, спец по прогрессив-фьюжену, академический вокалист и музыкант-виртуоз решат сыграть блек-метал, причем так, как они видят его? Получится Ephel Duath. Царство необычных мелодий и изменяющихся ритмов. В общем, Praha — один из самых спокойных треков на альбоме, в нем нет практически ничего от black-metal. Зато есть виртуозная многоинструментальная мелодия, которую помогает раскрыть Fiio E17. Без него весь нижний диапазон смешиваясь превращается в мрачный гул, напоминая первые альбомы Bathory, что явно не идет на пользу этой сложнейшей композиции.
Помимо невероятной универсальности, Fiio E17 отличает еще и возможность комбинирования. Благодаря специальному разъему в нижней части, Alpen может подключаться к мощному усилителю Fiio E9, наделяя последний возможностью работы в режиме ЦАП. Также существует специальный переходник, подключающийся в этот разъем и позволяющий использовать E17 только как ЦАП, без задействования усилителя.
Ну и, конечно, не стоит пренебрегать пользой, приносимой LOD-кабелями, про которые я рассказывал в начале данного обзора.
Без ложной скромности можно сказать, что Fiio опять удалось поднять планку портативных аудио-устройств на небывалую высоту. E17 — уникальное решение, как по универсальности и качеству звука, так и по цене, составляющей примерно 130 долларов, тогда как ближайшие аналоги по звуку начинаются с ценников в 2,5 — 3 раза больших.
Добавить к этому стильный дизайн, хорошее время автономной работы и комплект поставки — и станет понятно, что в некоторых областях надпись "made in China" уже может звучать гордо.
Подготовлено по материалам портала "www.appleinsider.ru", февраль 2012 г. www.appleinsider.ru