О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2582Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Escalator Over the Hill: один из великих альбомов 1970-х, который вы никогда не слышали
17 октября в возрасте 87 лет умерла Карла Блей — американская джазовая пианистка, композитор и бэндлидер. Перечисление ее музыкальных заслуг заняло бы не одну эту колонку, а с десяток, но мы остановимся всего лишь на одной из них. На тройном альбоме Escalator Over the Hill (1971).
Всякий раз, когда всплывает тема «великих альбомов 1970-х», неизменно повторяются одни и те же названия. Среди них наверняка окажутся Rumours, одна из знаковых работ Fleetwood Mac, Innervisions Стиви Уандера, Exile on Main St. The Rolling Stones, Bitches Brew Майлза Дэвиса, The Dark Side Of The Moon, дебютный одноименный альом The Cars с Натальей Медведевой на обложке… и даже Off the Wall Майкла Джексона. Но отчего-то никто не вспоминает Escalator Over the Hill.
Жанр этой работы был обозначен на обложке как «хронотрансдукция» — изобретенный Карлой термин, означающий, грубо говоря, «перенос времени» — но эту запись воспринимали как джазовую оперу; нечто в духе рок-опер «Томми» или «Иисуса Христа —суперзвезды» . Вот только музыка этого альбома выходит далеко за привычные рамки жанра. Помимо бодрящих всплесков фри-джаза здесь есть кабаре-зонги, нечто в духе музыки кантри, глубокие погружения в джаз-фьюжн, экскурс в хиндустани-поп, элементы эмбиента и даже отсылки к нью-йоркскому минимализму. Не говоря уже о большом количестве всего прочего, подпадающего под категорию «ничего из вышеперечисленного».
Однако не только невероятный стилистический диапазон делает эту пластинку обязательной для прослушивания; это еще и тончайшая игра стилей и смыслов. Можете ли вы представить себе дуэт басиста Cream Джека Брюса и одной из основоположниц кантри-рока Линды Ронстадт? Здесь такой присутствует — в песне Doctor Why! Большая часть текста песни, написанного соавтором альбома поэтом Полом Хейнсом (кстати, вокалистки групп Metric и Broken Social Scene Эмили Хейнс), забавно абсурдна, но Брюс и Ронстадт наполняют их искренностью и эмоциональной напряженностью.
Да и вообще, способность извлечь пафос из, казалось бы, бессмысленного текстового материала — одна из сильных сторон Escalator Over the Hill. Возьмем, к примеру, трек Why, где также поет Ронстадт. Он открывается партией фортепиано и голосом необыкновенной нежности; аккорды нисходят, словно опадают лепестки с цветущей вишни. Затем музыка неожиданно меняется в сторону кантри-гармоний (за них отвечает легендарный контрабасист Чарли Хейден, с составом которого Liberation Music Orchestra Карла много сотрудничала). Финал же песни исполнен душераздирающей сладости. Это одна из самых впечатляющих записей Линды, даром что она балансирует на грани китча.
Что до Джека Брюса, то Escalator — отчасти его бенефис: он поет в восьми треках и играет на бас-гитаре в четырех. Его вокал здесь совершенно невероятен: в Little Pony Soldier он поднимается до высот, с которыми едва справляются оперные теноры.
Интересна и инструментальная часть его здешних заслуг. Но и не только его: после распада группы барабанщика Тони Уильямса Lifetime, в котором играли в том числе гитарист Джон Маклафлин и Джек Брюс, Блей смогла нанять обоих для работы над пластинкой. Брюс и будущий Махавишну составили квартет с Полом Мотяном на барабанах и Карлой, играющей на органе. У Маклафлина здесь есть много ярких моментов, но в целом именно взаимодействие между ним и Брюсом делает музыку запоминающейся: то мелодичные партии ведущего баса ложатся на быстрые арпеджио гитариста в Businessmen, то их соло переплетаются, как в Rawalpindi Blues и End of Rawalpindi.
Escalator Over the Hill был впервые выпущен в виде набора из трех пластинок продолжительностью около двух часов. Это был дебют Блей в качестве лидера; он вышел на крошечном независимом лейбле Jazz Composer’s Orchestra Association. Трудно переоценить смелость проекта: эта запись не была похожа ни на что, что звучало в то время на радио, более того, она была не похожа вообще ни на что другое в музыкальном мире начала 1970-х. И это ведь я не упомянул о партиях тромбониста Розуэлла Радда, саксофониста Гато Барбьери, кларнетиста Перри Робинсона и басиста Хейдена, трубача Дона Черри!
В 1972-м альбом был признан изданием Melody Maker «джазовым альбомом года», а французская Академия джаза назвала его «лучшим современным джаз-альбомом»; он не раз переиздавался на виниле и на компакт-дисках. В 1997 году концертная версия оперы, переработанная Джеффом Фридманом, была впервые исполнена в Кёльне, а в следующем году «Эскалатор» гастролировал по всей Европе… И все же, кажется, проект этот до сих пор не получил достойного, заслуженного признания. Впрочем, и имя Карлы Блей известно достаточно узкому кругу меломанов; это при том, что, к примеру, первый сольный альбом барабанщика Pink Floyd Nick Mason’s Fictitious Sports был полностью сочинен ею, а пел на нём Роберт Уайатт из Soft Machine.
Но это уже совсем другая история.
Джаз на виниле в нашем каталоге
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", ноябрь 2023 г. www.salonav.com