Эра компактного аудио: история Stereo 8 — кассеты с восемью звукозаписывающими дорожками

В прошлый раз мы рассказывали о Stereo-Pak, проложившем магнитной ленте дорогу в автомобильные проигрыватели. Сегодня говорим о его наследнике — Stereo 8, ненадолго перехватившим инициативу.

Отец формата

Автор формата — конструктор-самоучка Уильям Лир (William Lear). За всю свою карьеру он зарегистрировал более 120 патентов. Среди его изобретений — один из первых радиоприёмников для автомобиля, названный Motorola. Этот радиоприёмник выпускала компания Galvin Manufacturing, позже она стала той самой Motorol'ой. Также Лир наладил производство авиационных радиокомпасов, которые помогали пилотам летать в условиях ограниченной видимости. Позже — начал проектировать и сами самолеты, открыл для этого дела отдельную фирму Learjet в 1960 году.

Но уже через три года — в 1963 году — Лиру было суждено вернуться в автомобильную тему. В его руки попал картридж Stereo-Pak. Лир увидел в новом портативном формате потенциал — захотел упростить и улучшить конструкцию кассеты и вывести собственный продукт такого класса на рынок.

Лир увеличил число дорожек с четырех до восьми, убрал механизм натяжения ленты и фиксатор, предотвращающей её проскальзывание. Так он сократил количество компонентов внутри картриджа и упростил производственный процесс. Также Лир нанес на ленту специальную полоску из фольги, обозначающую конец звуковой дорожки. Она служила сигналом для магнитофона, что пора переместить магнитную головку. В случае со Stereo-Pak переключать дрожки приходилось вручную при помощи специального рычага на плеере. В итоге Лир получил восьмидорожечный картридж, на который можно было записать до 90 минут музыки — в два раза больше, чем на Stereo-Pak.

Им было удобно пользоваться: водителям не приходилось часто менять кассеты за рулем. Сперва новые картриджи назвали the CARtridge, но потом переименовали в Stereo 8.

Распространение

Формат уступал по качеству звукозаписи своим конкурентам — в первую очередь на это повлияли узкие звуковые дорожки. По мере износа точность позиционирования головки снижалась, что вызывало шумы при воспроизведении. Прижимной ролик в картридже, выполненный из резины, регулярно деформировался в процессе эксплуатации — особенно если владелец забывал вытащить кассету из проигрывателя, когда заканчивал слушать музыку. Были и другие проблемы: проигрыватель регулярно «жевал» ленту в тех автомобилях, где его корпус располагался близко к двигателю. Из-за высоких температур с ленты испарялась смазка.

Несмотря на все недостатки, формат обрел широкую популярность, особенно в Америке. Немаловажную роль в этом сыграл тот факт, что Лир входил в консорциум крупнейших автопроизводителей. Он уговорил Ford Motor Company сделать плеер Stereo 8 одной из опций, которую могли выбрать покупатели новых автомобилей.

В 1966 году возможность установить штатный проигрыватель получили покупатели трех моделей: Mustang, Thunderbird и Lincoln. Через год магнитофоны предлагали для всех автомобилей Ford. Плееры для 8-трековых картриджей ставила и корпорация AMC — в основном в Marlin (на фото ниже).

Закат и псевдоренессанс

Уже в середине 1976 года 8-трековые картриджи начали проигрывать привычным нам компакт-кассетам от Philips. В США, даже несмотря на поддержку и рекламную кампанию актёра Джимми Уокера, продажи Stereo 8 стремительно падали. Один из последних крупных релизов — альбом рок-группы Fleetwood Mac «Greatest Hits», выпущенный в 1988 году.

Сегодня Stereo 8 является не больше, чем предметом ностальгии. Однако небольшие инди-артисты предпринимают попытки дать формату вторую жизнь и выпускают на нем альбомы.

За последние несколько лет отметились группы RTB2 и Melvins, а также коллективы Waves Crashing Piano Chords и Cheap Trick. Кто знает, возможно, в будущем нас ждет возрождение формата, как это случилось с винилом.

Эту статью прочитали 5 854 раза
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий