О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Сейчас в продаже
ELAC
Немецкая компания ELAC имеет долгую историю и проверенные временем традиции поддержания высочайшего качества продукции. Будучи основана в 1926 году, компания изначально работала в области гидроакустики, лишь после Второй мировой войны поменяв специализацию и начав разрабатывать и выпускать аудиотовары для домашнего применения.
Подробнее о бренде ELACОбзоры товаров под маркой ELAC (203)Официальный сайт ELACwww.elac.ru
ELAC VELA BS404. Универсальные полочники с характером / Soundex.ru
Каждый раз, когда речь заходит о полочных акустических системах, мы сразу представляем небольшой корпус и два динамика в нем. Наверное, это даже стало современным стандартом. На рынке очень широкий выбор акустических систем этого форм-фактора, отличающихся по цене порой в десятки раз, и у покупателя просто глаза разбегаются. Тем более что технические характеристики таких решений тоже весьма близки: как правило, внизу, герц от 40 работает мидбасовый динамик, нагруженный фазоинверторным оформлением, сверху, от 2-4 кГц, работает твитер. Как найти свой вариант, по каким критериям выбирать? Да и вообще, какие преимущества имеют подобные полочные АС?
Важно, что в этом случае за весь диапазон отвечают всего два динамика, которые проще «сшить» друг с другом фильтром. Да, не будет самых фундаментальных НЧ, доступных напольным моделям, но зато остальной диапазон, как правило, будет более точен и нейтрален. Несмотря на то, что полочники на подставках занимают то же самое место в комнате, что и их напольные собратья, смотрятся они благодаря меньшему корпусу более воздушно и элегантно.
Достаточно давно слежу за творчеством инженеров немецкой фирмы ELAC. Слушал не один комплект напольных и полочных АС этой фирмы. И каждый раз с неизменным интересом узнаю для себя что-то новое. Лично для меня важно, что ELAC – это одна из тех фирм, которая имеет свой почерк в звучании. Прежде всего, на мой слух, — это великолепнейшая сшивка среднечастотников с твитерами, прослеживающаяся во всех моделях АС. Да, разные линейки и модели фирмы имеют компоненты разного уровня, что неизменно сказывается на приросте качества воспроизведения музыки, но общие черты сходны. С ELAC всегда обращаешь внимание, на очень нейтральное и живое звучание в СЧ-ВЧ диапазоне.
Новая акустическая система BS404 – входит в успешную и известную линейку VELA фирмы ELAC и представляет собой тот самый «классический» тип полочников, которые сейчас так распространены: мидбасовый динамик в фазоинверторном корпусе плюс твитер. Что здесь интересно? Твитер собственной разработки JET-5, который имеет полосу аж до 50 кГц. Казалось бы мы не дельфины, и, дай Бог, слышим до 20 кГц. Зачем нам твитер, который играет так высоко? Но такой запас позволяет ВЧ-динамику иметь ровные параметры, и низкие искажения, когда другие высокочастотники начинают искажать уже в звуковой полосе.
Мидбасовый динамик с фирменным диффузором AS-XR (алюминиево-бумажный сэндвич) имеет оптимальный размер в 18 сантиметров, который позволяет с одной стороны воспроизводить достаточно низкие басовые ноты без искажений (от 41 Гц по паспорту, обозначение XR в модели диффузора как раз обозначает расширенный диапазон), а с другой сохранить точность локализации образов, которая тем лучше, чем ближе к друг другу находятся акустические центры динамиков.
Еще одна интересная особенность ELAC VELA BS404 – наличие двух пар клемм для подключения акустических кабелей. Это характерно для напольных моделей АС, делается это, прежде всего, для того, чтобы можно было подключить отдельный усилитель для «прокачки» басового звена.
Здесь же в BS404 всего два динамика и подключение двух усилителей означает в прямом смысле слова пополосное усиление. Можно серьезно поэкспериментировать, например, подключив ламповый усилитель на ВЧ, а более мощный транзисторный – на НЧ.
Что касается отделки, то она традиционно на высоком уровне, корпуса доступны в белом и черном лаке, а также в ореховом шпоне. Выглядит отлично!
Прослушивание – это тоже творческий процесс, если есть возможность в той или иной степени изменять состав сетапа. Изначально в качестве партнеров ELAC VELA BS404 выступили источник T+A R1000E и транзисторный усилитель Rotel RB-1582MkII. Кабельная обвязка — фирмы Nordost.
Первое впечатление после включения камерного струнного оркестра (Дж.Карминьола, А.Вивальди) – густой звук, насыщенный, но ровный, красиво играет виолончель, такой состав аудиокомпонентов подчеркивает инструменты нижнего регистра.
Следующая композиция – И.-С.Бах в исполнении М.Стегера. Нас встречает потрясающий клавесин, потом вступает флейта с полновесным звуком. Они, клавесин и флейта беседуют, переговариваются друг с другом. Но этих переговоров недостаточно. Было стойкое ощущение, что баланс звучания в связке акустика – усилитель не достигнут. АС способны на большее. Сразу решил попробовать с ламповым усилителем Octave V80SE, а это существенно более высокий уровень.
И вот оно! Тот звук, который я люблю: прозрачный, утонченный. Те же записи Стегера заиграли совсем по-другому. Появились обертона, послезвучия, характерные для конкретных инструментов. Звучание стало пластичнее.
И вот теперь можно слушать более серьезно. К.Плюхар Hendel goes wild — в этом альбоме хорошо слышна сцена. В разных частях сцены расположены разные ударные инструменты. Система демонстрирует правильный звук высокого уровня. Но были некоторые моменты, касающиеся воспроизведения перкуссии, немного упрощены тембры. Об этом чуть позднее. Ох, а вокал – очень полновесен и богат обертонами. Как я уже говорил, это уже не первые акустические системы фирмы ELAC, которые мне доводилось слушать – и они традиционно прекрасно сведены, практически идеально передается вокал.
А как насчет мужского голоса? Ф.Синатра I’ve got you under my skin. Супер! Мужской вокал также воспроизводится точно. Веришь, что вокалист находится перед тобой и поет для тебя.
Но этого мне показалось мало. Все же мне чего-то не хватало. Это касается детальности и тембров перкуссии, тарелочек, колокольчиков, щеток, маракасов и т.п. Был уверен, что здесь можно прибавить. Огрехи звучания на самых высоких частотах бывают при неидеальной чистоте сети. Чтобы проверить эту мысль поставил сетевой фильтр. Вот оно! Теперь все встало на свои места. Сцена стала глубже, перкуссия стала играть точнее.
Постарался по максимуму выжать из АС то, на что они способны. А способны они оказались на многое. Так это и происходит – составление сетапа. Меняешь одни компоненты на другие, добавляешь… и в итоге при определенной сноровке и удаче получаешь отличный звук.
Обычно при прослушивании новой системы я слушаю по 1-2 трека каждого альбома, а тут не смог остановиться и продолжал наслаждаться Генделем в обработке коллектива К.Плюхар.
Потом попробовал современные жанры. Трек Hancock Chameleon – хороший тест на умение держать ритм. Запись кажется тривиальной, но отлично прописаны объемные эффекты и инструменты. Конечно, для полновесного звучания в самом низу всегда можно добавить сабвуфер, что я и сделал. Но этому посвящу отдельный материал, поскольку о современных сабвуферах фирмы ELAC стоит рассказать подробнее.
Альбом Bradlee Younger — вот еще отличная запись для тестов. Арфа и драм-установка. Казалось бы такие разные инструменты. Но система прекрасно справляется. Конечно, от полочников ждать инфраниза было бы странно, но, тем не менее, VELA BS404 старается показать, что там внизу диапазона.
Keith don’t go – ожидаемо отлично играет. Почему ожидаемо? Потому что система уже подобрана и подстроена и уже более или менее знаешь, что от нее ожидать. Остаются некоторые вопросы по скорости и объему нижнего диапазона. И тут помогут быстрые композиции с насыщенными ударными.
Diablo Swing Orchestra, трек Tapdanser Dilema — скорость хорошая, но «в грудь» не бьет. Слышен низкий диапазон, он не маскирует остальное, остальные инструменты читаемые. Полочники в басе дают то, что им позволяют размеры их корпусов и законы физики.
Ну и напоследок послушал знаменитая запись Pink Floyd Wish you were here — даже диалог в начале трека из правой АС весьма живой, а когда вступает гитара в центре сцены — просто кайф. Как будто находишься в студии во время записи вместе с музыкантами.
Какой итог можно подвести? Полочники ELAC VELA BS404 – понравились. Они играют ровно, детально, замечательно строят сцену, бас – быстрый и качественный, низкий настолько насколько позволяет размер АС. Есть ли у них жанровая предрасположенность? Пожалуй, нет, достаточно универсальная акустика, которая при должных партнерах в сетапе может весьма удивить.
Автор фото и обзора: Вячеслав aka Staudio
Подготовлено по материалам портала "Soundex.ru", август 2023 г. soundex.ru