О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Эффект близости: как расстояние до микрофона влияет на звук
И как использование эффекта может помочь при сведении.
Знакомая ситуация: вокальная партия исполнена отлично, но сам голос заплыл низкими частотами. Причина тому — эффект близости, проявляющийся при работе практически со всеми микрофонами. Из этого материала вы узнаете, что это за эффект, как он помогает и вместе с тем мешает при записи аудио.
Эффект близости (англ. Proximity Effect) — увеличение интенсивности низких частот в сигнале по мере приближения источника звука к микрофону. Эффект проявляется при работе с любыми микрофонами, особенно если их диаграмма направленности сфокусирована на каком-то одном направлении.
Эффект близости приводит к проблемам с передачей низких частот — сигнал становится излишне басовитым. Устранение эффекта внешними обработками зачастую требует многочисленных правок, которые портят исходный сигнал, отдаляя звукорежиссёра от желаемого качественного результата.
На первый взгляд эффект приводит только к проблемам в работе, однако использовать «близость» можно как креативный инструмент. Эффект позволяет добиться желаемого уровня низких частот в сигнале на этапе записи и минимизировать использование эквалайзера при сведении.
Диаграммы направленности микрофонов
Диаграмма направленности микрофона показывает чувствительность микрофона к поступающему сигналу с разных сторон. Она помогает правильно расположить микрофон относительно источника звука, чтобы записать так, как нам того хочется и отсечь всё лишнее.
Большинство современных студийных микрофонов обладают переключаемой диаграммой: специальный регулятор на корпусе активирует одну из доступных направленностей. Среди самых популярных вариантов — всенаправленная диаграмма, кардиоида, гиперкардиоида и узкая «восьмёрка».
Слева направо: узкая восьмёрка (shotgun), кардиоида, всенаправленная диаграмма
Помимо отображения особенностей захвата сигнала диаграмма направленности микрофона также сообщает, как сильно эффект близости изменит низкие частоты в поступающем сигнале. Чем сильнее сфокусирована диаграмма на одном направлении, тем активнее усилятся низкие частоты при приближении микрофона к источнику сигнала. При расфокусировке сигнала усиление низких частот ослабнет или и вовсе пропадёт.
В зависимости от характеристик используемого устройства записи «близость» проявляется в разной степени:
- Сильнее всего эффект близости выражен у чётко сфокусированных, узких диаграмм. Активнее всего низкие частоты усиливаются при работе с микрофонами, чья направленность описывается «восьмёркой» (англ. Figure-8) и гиперкардиоидой (англ. Hyper Cardiod).
- Микрофоны с кардиоидной диаграммой (англ. Cardiod), чьи характеристики более размыты в сравнении с восьмёркой и гиперкардиоидой, усиление происходит менее выраженно.
- Микрофоны с всенаправленной диаграммой (англ. Omni, Omnidirectional) из-за особенностей работы не подвержены проявлению эффекта близости.
Как использовать эффект близости для формирования нужного звука
Несмотря на кажущееся негативное влияние эффект близости можно использовать для формирование необходимого звучания. Удивительно, но звук большинства базовых сигналов, использующихся в музыке, стал итогом проявления эффекта близости.
К примеру, мощный басовитый вокал в духе Джонни Кэша и глубокое звучание бочки образуются именно за счёт этого эффекта. Близкое расположение источника сигнала к микрофону естественным образом усиливает низкие частоты и формирует характерный звук, хорошо знакомый каждому из нас.
Конечно, получить мощное звучание низких частот можно с помощью эквалайзера. Однако эффект близости позволяет добиться сочного и мясного низа без дополнительного оборудования.
Чтобы усилить проявление низа в сигнале, достаточно расположить источник звука ближе к микрофону. Уменьшение расстояния приведёт к бусту частот в районе 200-300 Гц и ниже.
Одна из причин популярности кардиоидных микрофонов для записи вокала заключается как раз-таки в эффекте близости. Кардиоида обладает умеренным проявлением «близости» — микрофон плавно усиливает фундаментальные частоты голоса. При этом вокальный диапазон и тембр голоса не играют роли — усиление происходит практически по всему диапазону частот, в котором «живёт» голос.
Особенно полезным эффект может стать для слабых голосов, у которых ощущается явная нехватка низа. Вокалистов с подобным голосом лучше ставить ближе к микрофону, несмотря на рекомендованное расстояние от источника звука до устройства записи.
Эффект расстояния является одним из ключевых слагаемых качественного «студийного» голоса. От проявления эффекта выигрывают и другие инструменты, нуждающиеся в убедительном низе — бас-бочка, напольные тома ударной установки.
Как минимизировать эффект близости
Тем не менее эффект близости становится настоящей проблемой, когда сигнал должен звучать равномерно по всему спектру частот. Если источник сигнала обладает естественным, мощным и выраженным низом, «близость» делает звук грохочущим и грузным.
Уменьшить влияние эффекта можно двумя способами:
- Увеличением расстояния от микрофона до источника звука;
- Использованием микрофона с всенаправленной диаграммой, которая исключает эффект ввиду особенностей своей работы.
И всё же всенаправленные микрофоны не панацея: несмотря на отсутствие негативного эффекта такие устройства захватывают слишком много звуков вокруг, из-за чего записываемый сигнал размывается.
Устранить расфокусировку звука можно всё тем же приближением микрофона к источнику сигнала. Однако стоит помнить, что всенаправленный микрофон всё равно не даст такой чёткости сигнала, которую обеспечивают микрофоны с кардиоидой и восьмёркой.
Насколько размытость допустима — вопрос открытый, получить ответ на него можно только опытным путём.
Имитация эффекта
Типичная ситуация: по мере обработки приходит понимание, что исходный звук слишком плоский и слабый или, наоборот, массивный и мощный. Сигнал не только плохо звучит, но и не укладывается в микс.
Решение проблемы кажется очевидным: нужно переписать исходник с учётом правильного выбора расстояния между источником сигнала и устройством записи. Беда лишь в том, что в 90% случаев переписать сигнал невозможно: вокалист уехал на сказочное Бали, инструмент продан в другой город, состав ударной установки изменился, а студийная комната претерпела невероятные изменения.
Возможным выходом из неприятной ситуации может стать бесплатный плагин TDR Proximity. Разработка эмулирует усиление низких частот от эффекта близости и в ряде случаев может решить проблему с сигналом. Зачастую небольшой сдвиг сигнала ближе или дальше способен вернуть звуку нужный характер и сделать его более управляемым.
Плагин TDR Proximity имитирует эффект близости, позволяя применять его уже после записи сигнала
С помощью плагина также можно проверить все дорожки в проекте, чтобы найти инструменты, выигрывающие от естественного усиления низа. Такая возможность пригодится на этапе работы над черновиком перед записью «чистового» варианта.
Помимо всего прочего, TDR Proximity — полезный инструмент для начинающих звукорежиссёров. Плагин наглядно показывает, как именно проявляется эффект близости в зависимости от расстояния между микрофоном и источником сигнала.
Заключение
Понимание эффекта близости — важный момент на пути к качественной записи сигнала микрофоном. Запись без учёта особенностей разных диаграмм направленности микрофонов и проявления эффекта близости неминуемо приведёт к плачевным результатам. Вместе с тем знание эффекта способно улучшить записанный материал и облегчить работу с ним на этапе сведения.
Студийные микрофоны в нашем каталоге
Подготовлено по материалам сайта "SAMESOUND", сентябрь 2023 г. www.samesound.ru