О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео494Фотогалерея100Интересное о звуке804Новости мира Hi-Fi2545Музыкальные и кинообзоры616Глоссарий
Vicoustic
Португальская компания Vicoustic, головной офис которой находится в Лиссабоне, является наиболее динамично развивающейся в своей области индустрии. Vicoustic предлагает ряд инновационных продуктов собственной разработки - в них заключён весь многолетний опыт этого производителя. Инженеры Vicoustic работают в сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами, а также постоянно обмениваются опытом с компаниями, являющимися европейскими лидерами по производству акустики.
Подробнее о бренде VicousticОбзоры товаров под маркой Vicoustic (1)Официальный сайт Vicousticwww.vicoustic.com
Джордж Кастро о Vicoustic – что вообще такое акустическая обработка?. Статья. Портал "www.next-hifi.ru".
У каждой записи свой особый резонанс и гармоники, поэтому очень важно проанализировать поведение звука, как он распространяется, как на него влияет давление и собственная акустика помещения. Звуковые волны распространяются посредством частиц воздуха – каждая частица воздуха подвергается давлению и получает ускорение. Это приводит к возникновению чередующихся областей сжатия и разрежения – как раз тот фактор, на котором мы должны сосредоточиться при поиске решения.Наверняка есть причины, заставляющие людей вкладывать деньги в акустическую обработку, и это не просто желание по максимуму использовать возможности своего оборудования. На самом деле, главный вопрос, которым стоит задаваться, это - почему звук вообще нужно контролировать. Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте сначала разберемся в основных характеристиках звука и его поведения в ограниченном пространстве – будь то студия, домашний кинотеатр или концертный зал.
Мало кто задумывается о звуке с научной точки зрения, но, наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни бывал в таком помещении, при входе в которое возникала мысль: «Какой ужасный тут звук». И дело даже не в музыке какого-то определенного стиля, речь идет об ощущении, что со звуком что-то не так – слишком длинное эхо, звук путается или просто есть некое ощущение дискомфорта от звуков, которое Вы ни описать, ни объяснить не можете. Это похоже на свет от лампы в комнате с окном. Путь света – это не просто прямая линия между лампой и поверхностью (не важно, пол это или стена), свет покрывает определенное пространство в комнате и даже проникает пространство за пределами комнаты через окно. Так же и со звуком. Не важно, каков источник, звук наполняет всю комнату, распространяется во всех направлениях, будет слышен в других комнатах сквозь стены, пол и потолок, потому что звуковые волны способны проходить через любые твердые тела, а также жидкие и газообразные вещества. Акустическая обработка – это всего лишь способ воздействовать на физические свойства звуковых волн. Это то, ради чего клиенты покупают оборудование для акустической обработки, а компании-производители разрабатывают материалы, которые будут подстраиваться под физические свойства пространства таким образом, чтобы в итоге получались комнаты с правильным распределением звука, обеспечивающие ясность звучания речи и полноту звучания музыки. Несколько слов нужно сказать собственно об акустических дефектах помещений, которые мы стараемся ликвидировать – сильное рассеивание, порхающее эхо, реверберация и постоянные волны.
Низкие частоты – постоянные волны
Резонирующие волны, обычно возникающие на низких частотах, представляют собой звуковые волны, длина которых соответствует размеру помещения или половине этой величины (когда отраженные звуковые волны идут параллельно первоначальной). Резонирующие волны громче, им требуется больше времени для затухания и они создают в помещении большой «беспорядок», особенно если в комнате более 6 поверхностей.
Я уверен, что 90% проблем в звучании комнат связано с недостатком низкочастотного контроля. Типичная домашняя студия обычно небольшого размера, чем меньше комната, тем выше низкочастотный предел (самая низкая частота с резонирующей возможностью). Такие помещения обычно склонны к:
Слишком модальным резонансам;
Слишком большим интервалам между модальными частотами.
Например:
Длина комнаты 3 м – низкочастотный предел 56 Гц
Длина комнаты 6 м – низкочастотный предел 28 Гц
В диапазоне выше 300 Гц модальные частоты расположены настолько близко друг к другу, что проблемы с низкими частотами просто исчезают
Размер, форма и габариты студии очень важны, от этих параметров зависит качество контроля низких частот. Рассчитайте площадь оптимального размера, чтобы обеспечить равномерное распределение звука и варианты помещений различной формы с разными вариантами «золотого сечения».
Например:
Высота: Ширина: Длина:
А: 1.00 1.14 1.39
B: 1.00 1.28 1.54
C: 1.00 1.60 2.33
Длинные волны обычно всегда ассоциируются с низкими частотами, которые сложнее обрабатывать, я уверен, для того, чтобы их контролировать, необходимо кое-что лучше обычного поглощающего материала в углах помещения.
У каждой записи свой особый резонанс и гармоники, поэтому очень важно проанализировать поведение звука, как он распространяется, как на него влияет давление и собственная акустика помещения. Звуковые волны распространяются посредством частиц воздуха – каждая частица воздуха подвергается давлению и получает ускорение. Это приводит к возникновению чередующихся областей сжатия и разрежения – как раз тот фактор, на котором мы должны сосредоточиться при поиске решения.
По правде говоря, одни материалы ведут лучше при работе с зонами сжатия, другие с областями разряжения. Именно по этой причине особенно важно разбираться в различных технологиях поглощения, которые будут более или менее эффективны в том или ином случае. Мы знаем, что резонаторы и мембраны Helmholz работают лучше в помещениях с акустическим давлением, а пористый/фибро материал дает лучший эффект в помещениях, где частицы обладают высокими скоростями.
Поэтому Vicoustiс и сознает гибридные поглощающие материалы, которые в одном и том же помещении могут выполнять различные акустические функции. Super Bass Extreme – это образец акустической панели 3 в 1: одна мембрана, 2 слоя пены высокой плотности с микроперфорацией. При правильном применении результат будет просто потрясающим.
Для лучшего контроля баланса частот в студиях, низкочастотные решения усовершенствовались для того, чтобы воздействовать только на низкие частоты без воздействия на другие части звукового спектра. Для этого мы используем системы Wavewood на Super bass Extreme.
Отражение
Отражение – это акустический феномен, который возникает в любом помещении не зависимо от его формы и размера, когда звуковая волна сталкивается с любой поверхностью.
Как я уже говорил ранее, звуковая волна не перемещается по прямой траектории от источника к ушам слушателя. Звуковые волны идут от центральной точки, распространяются в различных направлениях и, сталкиваясь с препятствием (например, со стеной), они отражаются, создавая «встречные волны» как если бы это были волны, исходящие из другого источника.
Результат этого явления не сложно представить. Вместо чистого звука слушатель будет ощущать беспорядочный звук, исходящий не только от его стереосистема, но и от самой комнаты. Это хорошо иллюстрирует рисунок выше.
Самое очевидное последствие этого явления, которое можно себе представить – это эхо, возникающее, когда отраженный звук очевидно отличается от звука, распространяемого основным источником. Чтобы найти решение, ученые задались простым вопросом: «Если корень проблемы заключается во взаимодействии звуковых волн с ровными поверхностями и изменить их нет возможности, то можно ли их «поймать», остановить или уменьшить?»
Ответ нашелся достаточно быстро – размещение на определенных участках конструкций из вспененных материалов или других акустических решений, работающих на ПОГЛОЩЕНИЕ. Продукты для акустического поглощения, изготовленные из специальной пены, выступают в роли энергетических конвертеров. Они ловят волны от звукового источника (энергия звука), отраженные от поверхностей помещения, и за счет сопротивления преобразуют их в тепловую энергию, уменьшая тем самым их силу и позволяя звуку в этом пространстве становиться более ясным. Это также иллюстрирует рисунок выше. Другой способ устранить отраженные волны – РАССЕИВАНИЕ. Продукты для рассеивания создают особое отражение звуковой волны, разбивая ее на более мелкие. Меньшая звуковая волна продолжает свое движение в пространстве после отражения, но не смешивается с основной волной, уменьшая тем самым акустическое искажение. Это иллюстрирует рисунок ниже.
При правильном применении рассеивающие компоненты будет создавать эффект целостности и гармоничности звука в помещении. Кроме функциональной составляющей, рассеиватели будут выполнять и эстетическую функцию. Наши инженеры-проектировщики разработали широкий ассортимент, и дизайнерам есть из чего выбирать. Отметим, что комплексные решения для акустической обработки помещений – это всегда комбинация из поглощающих и рассеивающих компонентов.
Самая распространенная ошибка – полное поглощение всех отраженных волн, создание «сухой» комнаты. Важно добиться эффекта присутствия, естественного звука, правильно направить звуковые потоки. Слушатель должен быть окружен звуком. Для этого, на мой взгляд, нужно конструировать помещения с контролем линейного частотного диапазона через время реверберации. Помещения, где время реверберации менее 0,2 секунд, достаточно странные - они передают не реалистичные звуковые изображения. Помещения со временем реверберации более 0,4 секунды передают звук, близкий к реальности. При проектировании студии мы стараемся сбалансировать временной спектр реверберации.
Я убежден, что базовыми принципами в данном случае выступают контроль над отраже6нными волнами между монитором и слушателем и рассеивание отраженных от поверхностей помещения волн. Коэффициент поглощения на боковых стенах между монитором и слушателем должен быть максимально линейным, чтобы не смешиваться со звуковым спектром, исходящим от динамика. Отражение средних частот увеличит энергию звука, исходящего прямо от динамика и приведет к искажению среднего частотного диапазона. Кроме того, отраженные волны проходят большее расстояние, чем волны, исходящие непосредственно от динамика, создавая конструктивную или деструктивную звуковую энергию, пересекающую спектр.
Рассеиватели – один из основных способов уменьшения отраженных волн от потолка. Помимо уменьшения энергии звука, они ломают отраженные волны на множество мелких, рассеивая звуковой поток. Поскольку отраженные волны разрушаются на более мелкие и обладают меньшей энергией отражения у слушателя создается впечатление, что они исходят от удаленного источника, таким образом создается эффект «пространственности». Рассеивание звука может применяться также на задней стене с целью увеличить этот эффект. Практика показывает, что эта техника более эффективна для студийного применения, особенно для домашних студий с небольшой площадью.
Баланс между поглощением и отражением, на мой взгляд, является ключевым параметром. Правильное расположение соответствующих компонентов способно сделать из домашней студии помещение с непревзойденным качеством звука.
Сегодня, благодаря разработкам новых материалов и исследованиям, направленным на оптимизацию существующих, мы можем разрабатывать высокотехнологичные продукты для акустической обработки, соответствующие требованиям профессиональных студий и доступные для применения в домашних условиях.
Самая большая проблема заключается в управлении низкими частотами. 70% бюджета на акустическую обработку профессиональной студии уходит на решение именно этой проблемы. Качественные решения для низких частот - панели для линейного поглощения и эффекта рассеивания – позволяют в значительной степени улучшить акустику помещения. Как только мы начинаем понимать природу и особенности поведения звуковых волн низкочастотного диапазона в конкретном пространстве, мы можем рассчитать места расположения еще одного чрезвычайно эффективного компонента – басовых ловушек. Психоакустика позволяет нам разрабатывать акустические решения для применения в повседневной жизни с целью создания органичных помещений с правильной акустикой, где можно просто наслаждаться музыкой.
Подготовлено по материалам портала www.next-hifi.ru
На Ваш вопрос точный ответ даст только точный акустический расчет помещения, который производится по специальным алгоритмам и учитывает все особенности помещения. В том числе такой расчет делает и сама компания Vicoustic. Попытка угадать с материалами может привести к непредсказуемым последствиям.
Спасибо за понимание.