О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Джазовая оттепель: советский фанк и голландский оркестр
Весна стремительно берет свое. Каждый год одно и то же: бесконечные метели и серые дни позади, впереди — солнце, радость, жизнь. Проходим же буквально каждый год, правда? Но все равно кажется, что именно эта весна звучит так, как ни одна другая. Хотя капель знает свою тональность наизусть, и фальшивить не может. Солнце берет нужные аккорды из года в год, они всегда одни и те же. Но музыка — она в ушах слушающего, как и красота в глазах смотрящего. Солнечным лучиком сквозь призму капели — новые джазовые альбомы этой весны.
Larry Goldings, Kaveh Rastegar, Abe Rounds — «Better»
Эта история тоже началась весной. Но та весна, пожалуй, стала незабываемой для всего человечества: пандемия перевернула все с ног на голову, в момент обнулив всю социальную активность. Многим было непросто: музыканты хватались за головы, отменяя гастроли и турне; люди бежали им навстречу, стремясь поскорее вернуть оплаченные билеты. Пылились на полках недописанные альбомы, откладывались на неопределенное время интереснейшие музыкальные авантюры.
Альбом «Better» был одной из таких авантюр, которую затеял бас-гитарист, композитор и номинант «Грэмми» Каве Растегар. В планах было записать нестандартный околоджазовый альбом, позаимствовав толику фанкового таланта у клавишника Ларри Голдингса и море ритмов у барабанщика Эйба Раундса. Все ребята серьезные, с бурным музыкальным прошлым и перспективным будущим. Поэтому неудивительно, что идея «Better» не канула в лету вместе с ковидом, и ни одна его волна не смогла сбить с курса трех в лодке, не считая там-тамов.
Еще один примечательный момент: этот альбом — первый социальный экспириенс музыкантов после длительных домашних посиделок. Они поступили как истинные фанаты своего дела и, как только позволили обстоятельства, незамедлительно ринулись воплощать задуманный альбом в жизнь.
За основу взят джаз, но щедрая горсть фанковых мотивов не дает альбому стать «одним из». Не скупились на разнообразие ударных, не жалели щетки и перкуссии, да и вообще, треки получились настолько насыщенными, что трио здесь никак не читается. В то же время нет ни единого напрягающего мотива — альбом настолько легкий, что подойдет и для фонового прослушивания. Но и внимательным слушателям тоже будет интересно и атмосферно.
«Better, Faster, Stronger» — поет Daft Punk в одном из своих треков. «Better» — скромно отвечает талантливое трио. Ждем продолжения!
Vince Mendoza, Metropole Orkest — «Olympians»
Шагаем в сторону — здесь и звезды чуть ярче, и масштабы побольше. Восемь «Грэмми», аранжировки для исполнителей первой величины, контракты с именитыми лейблами… Наверное, именно так и выглядит успех в музыкальной индустрии.
Тем не менее, джаз для Винса Мендозы всегда занимал особое место, ведь именно он дал старт его выдающейся карьере: свою первую «Грэмми» он получил за лучшую джазовую композицию. В перерывах между аранжировками для Стинга и Бьорк Винс находил время для написания собственной музыки, величие которой подтверждают лучшие из лучших. Сам Лондонский симфонический оркестр позволил Винсу дирижировать собой лишь для того, чтобы он записал свой альбом «Epiphany».
«Olympians» — не менее масштабный и грандиозный проект. Еще в 1995 году Винс Мендоза начал сотрудничество с голландским Metropole Orkest. Спустя три года он был назначен главным приглашенным дирижером этого оркестра, и вот перед нами продолжение этой затянувшейся, но такой увлекательной истории.
Классика, проверенная временем. Оркестр в роли биг-бэнда, специальные гости в составе, разноплановый репертуар — в этом альбоме есть все, чтобы очаровать и встряхнуть джазовую весну. Вокал, олдскул, симфонические аранжировки, соло гитар и духовых, сочные партии ударных и масштаб оркестра ни на минуту не дают заскучать слушателю. Хотя мы, собственно, и не собирались.
Groove of ESSR II: Funk, Soul, Disco And Jazz From Estonia
Любопытные вещи порой находятся на просторах сети. Этот альбом — одна из лучших находок за последнее время. Альбом со смыслом и историей, которая очень близка к нашей общей культурной традиции, но все-таки отличается определенной спецификой.
Эстония, период от середины 80-х до конца 90-х годов. Железный занавес уже изрядно прохудился и с каждым годом все больше и больше становится похож на декорацию. Западная культура, словно весенние ручьи при первой оттепели, проникает в русло могучей реки, и вот-вот случится половодье. Но это будет потом, позже, а пока Эстония, как самая западная республика СССР, первой примеряет на себя новые тренды.
Фанк, соул, джаз, диско — все эти жанры удивительным образом вплетаются в устоявшуюся культуру. В результате мы слышим нечто очень родное, теплое, душевное и до боли знакомое. Но прибалтийский колорит, который где-то полностью очевиден благодаря солисту, а где-то читается лишь между нот — он привносит свою изюминку.
Этот альбом собран стараниями многих людей, которые провели уйму времени в архивах эстонского радио, чтобы найти для нас композиции с максимальным вайбом и экспириенсом. Некоторые треки с помощью этого альбома впервые выходят на широкую публику; другие — хиты тех лет, неотъемлемые атрибуты каждого модного кафе или танцплощадки. Но каждый из них - приоткрытая дверь в прошлое, сквозь которую видно свет софитов, вращающийся диско-шар и зажигательные танцы. Танцы будущего.
Sam Gendel — «COOKUP»
Давайте называть это «джаз». Давайте привыкать, что джаз многогранен и, собрав в себе все тенденции прошлого, не может на этом остановиться. Молодые музыканты видят музыку иначе: порой этот взгляд ничем не отличается от предыдущих, а иногда — это нечто свежее и любопытное, но оттого не менее интересное.
Сэм Гендел — один из тех молодых музыкантов, чей взгляд на музыку, и на джаз в частности, часто импонирует не только людям, чьи музыкальные вкусы только встали на путь огранки, но и тем, кто души не чает в классическом подходе к джазу. Хотя среди критиков бытует мнение, что Сэм и джаз плохо совместимы, а та музыка, которую он играет на своем саксофоне — это нечто среднее между R&B, хип-хопом и соулом. Таить здесь нечего: определенные мотивы прослеживаются. Но, воспринимая его творчество цельно, без разбиения на мотивы, все-таки хочется назвать эту музыку «джаз». Пусть «эмбиент», или «фьюче», или еще с каким-нибудь модным синонимом.
Этот альбом ставит Сэму еще одну подножку, так как в его основе лежат R&B и соул хиты, на которых вырос Сэм. Их список обширный, как и сам альбом — целых 12 треков. Все они являются интерпретациями: как солнце меняется через призму капели, так вышеописанные жанры в исполнении Сэма получают значительный джазовый уклон.
Здесь изюминка — особенное звучание саксофона. Плавно, мягко, на грани исчезновения звука, он рисует мелодию. Не уникально, но достаточно для того, чтобы занять место в подборке. Некоторые треки имеют явную электронную направленность, и такой симбиоз в исполнении молодого музыканта нисколько не отторгает, а даже наоборот. Но чтобы быть ближе к теме, давайте назовем эту музыку «джаз-весенняя капель» или «джаз-солнечный день». Сэм вряд ли будет против.
Подготовлено по материалам сайта "stereo.ru", апрель 2023 г. www.stereo.ru