О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Джаз, который придумал Майлз. Miles Davis – Kind Of Blue. Обзор
Альбом великого трубача Майлза Дэвиса почитается чуть ли не главной записью в истории джаза. Он был успешен во все времена, продан миллионными тиражами, и ни разу не возникало ощущения, что в комплиментах в адрес этого диска есть какое-то излишество. Здесь классно и здорово всё.
Kind of Blue нередко называют библией джаза. Добавим – современного джаза. На этом можно было бы остановиться и уже только получать удовольствие от музыки, но с момента релиза (1959 год) прошло уже столько лет, взошло и закатилось столько звезд, что становится любопытно, как же это чудо устроено. Альбом дарит классную музыку, которой хочется подпевать еще и потому, что ее играют крутейшие импровизаторы. В этой «библии» записан мощнейший состав: великий тенор-саксофонист Джон Колтрейн, пианисты Билл Эванс и Уинтон Келли, альт-саксофонист Джулиан «Кэннонболл» Эддерли, контрабасист Пол Чэмберс и барабанщик Джимми Кобб.
Тёмно-синий цвет 180-граммового винила точно соответствует названию альбома. Главным камертоном программы становится тема So What, в которой неспешное, сосредоточенное мастерство подчёркивает осторожную прохладу саунда. Colored-винил звучит достойно и с настроением, но современный мастеринг выводит вперед звук контрабаса, ставший более рыхлым, а фортепиано и духовые отступают немного назад, теряя в воздушности, что порой, например, в грустной балладе Blue In Green важно. На второй стороне томная Freddie Freeloader и медитативная All Blues продолжают и завершают создание ауры, оказавшейся очень притягательной.
Запись становится и средоточием споров о роли Майлза в джазовой культуре. Одни считают его гениальным музыкантом, создавшим весь послевоенный, читай современный, джаз. И правда, после смерти Дэвиса стиль принципиально почти перестал обновляться. Другие полагают его гениальным организатором, конструктором с идеальным чутьем на развитие трендов и характером энерджайзера, то есть набором «актуальных» свойств, недооцениваемых массовым сознанием. Всем разговорам о личных качествах Майлза Kind of Blue даёт ответ – здесь трубач не просто лидирует в ансамбле с самыми, что ни на есть, выдающимися музыкантами эпохи, но именно он поднимает их к звёздности. Вопросу посвящены годы споров и километры записей, судьбы и тонны литературы. Отметим, что и у нас вышла серьезная книга по теме: «Kind of Blue. История создания шедевра Майлса Дэйвиса» Эшли Кана в переводе Михаила Сапожникова – доктора физико-математических наук, энтузиаста джаза, знатока музыки и коллекционера.
Найденные Дэвисом и Колтрейном музыкальные ходы сравнивают с цветовыми находками Василия Кандинского или перформансами Ива Кляйна… Музыка альбома – эталон раскованности и элегантности, чувственности и серьезности – по сей день остаётся одной из высших точек развития стиля.