О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Дворжак, Григ. Только струнные. Обзор
На пластинке – два произведения для струнных инструментов, оба принадлежат перу так называемых национальных композиторов, представляющих чешскую и норвежскую музыкальные школы, и оба написаны в форме сюиты. Они пользуются всеобщей слушательской любовью, весьма высок авторитет исполнивших их Невилла Марринера и его оркестра «Академия Св. Мартина-в-полях» – все это должно способствовать успеху настоящего релиза.Сюиту «Из времен Хольберга» Григ написал в 1884 году к двухсотлетию со дня рождения основоположника норвежской и датской литературы Людвига Хольберга. В музыке проявилось немало влияний: от датской утонченности и норвежского фольклора до германского романтизма, французского импрессионизма и неоклассицизма. Сочинение это, однако, столь давно и широко популярно, что мы, не разбираясь в стилистической «мешанине», ассоциируем его язык непосредственно с Григом. Строго говоря, помимо норвежских, в сюите «Из времен Хольберга» ясно обнаруживаются датские, германские и французские влияния. Последние имеют отношение к далеко отстоящим друг от друга эпохам клавесинистов (XVII век) и импрессионистов (XX век) в лице Дебюсси.
Жанр сюиты доминирует в симфоническом наследии Грига, в котором помимо рассматриваемого есть опусы того же типа с музыкой к драмам Г. Ибсена «Пер Гюнт» и Б. Бернсона «Сигурд Йорсальфар», а также «Симфонические танцы» на норвежские темы.
Барочная сюита (например, И.-С. Баха) представляет собой регламентированную последовательность обязательных и произвольных старинных танцев. В пятичастной сюите Грига их три: сарабанда, гавот и ригодон, из которых безусловный для использования только один – первый. Лирический центр произведения – его четвертая часть, «Ария».
Дворжак, как и Григ, питался фольклором своей страны. Но и у него помимо чешских корней ощущаются иные сильные влияния, среди которых лиризм Шуберта, серьезность Брамса и театральность Вагнера. Дворжак достиг полной творческой зрелости к середине 1870-х, когда получил престижную Австрийскую Государственную музыкальную премию и создал ряд значимых произведений, в том числе Пятую симфонию, а также «Серенаду для струнных», которая была написана очень быстро – всего за двенадцать майских дней 1875 года. Как и сюита Грига, она имеет пять частей. Музыка носит отпечаток яркой индивидуальности и большого композиторского дара ее творца.
Исполнение программы струнной группой «Академии Св. Мартина-в-Полях» под управлением основателя и многолетнего бессменного руководителя оркестра Невилла Марринера характеризуется высоким мастерством, увлеченностью, непогрешимым вкусом и чувством стиля. Высокой оценки достойно звучание, отмеченное естественностью тембровой палитры, гибкой динамикой, ясной и точной стереопанорамой.