О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Два шедевра. Mozart — Don Giovanni. Обзор
Вслед за большим успехом, выпавшим на долю «Женитьбы Фигаро» в Вене в мае 1786-го и, особенно, в Праге в конце этого же года, Моцарту заказали еще одну оперу для постановки труппой Паскуале Бондини. Так появился один из величайших шедевров гения и мирового музыкального искусства – опера «Дон Жуан» (Il dissoluto punito, ossia Il Don Giovanni – «Наказанный распутник, или Дон Жуан» в первоначальном наименовании).
Ее премьера с колоссальным успехом прошла в Праге 29 октября 1787 года в Национальном театре (существует и сегодня). В Вене опера была показана в мае следующего года. Для Вены Моцарт в рамках с обычной для того времени практики изменил партитуру по своим и либреттиста Да Понте соображениям, а также отвечая просьбам певцов, ангажированных для столичной постановки. Вместо арии Il mio tesoro композитор сочинил другую – Dalla sua pace – потому что тенор, собиравшийся исполнять роль дона Оттавио, попросил написать для него что-то с более простой вокальной партией. Новой донне Эльвире предназначалась Mi tradi, которой не было в пражском спектакле. Сегодня исполнители отдают предпочтение гибридному варианту, включающему обе теноровые арии и Mi tradi. Версия, в которой объединены пражский и венский варианты, представлена и на пластинках Warner Classics.
Когда осенью 1959 года знаменитый продюсер Вальтер Легге задумал записать музыку «Дон Жуана» для лейбла EMI, он предполагал, что дирижировать будет Отто Клемперер.
Оркестр Philharmonia и Легге сотрудничали с Караяном со времени основания коллектива в 1946 году и до 1954-го, когда дирижер принял предложение возглавить Берлинский филармонический после ухода Вильгельма Фуртвенглера с поста его руководителя. Таким образом, лондонский оркестр на время остался без дирижера. Заменить Караяна должен был Клемперер, но к тому времени заслуженный маэстро был уже в летах и серьезно болен. В 1958-м он к тому же получил сильный ожог 15-ти процентов тела (курил трубку, лежа в постели, заснул, загорелось постельное белье, в панике он стал заливать огонь из бутылки со спиртным…). 74-летний Клемперер приступил было к записи «Дон Жуана» в начале октября 1959-го, но вынужден был прервать ее из-за поднявшейся температуры.
В итоге звездный состав вокалистов, оркестр и хор Philharmonia исполнили оперу для фонограммы под руководством 45-летнего Карло Марии Джулини. Любопытно, что до этого он никогда не дирижировал «Дон Жуаном». Сессии в первой (оркестровой) студии Abbey Road продолжались с 7 до 15 октября 1959 года, а завершилась работа 23-24 ноября. За звукорежиссуру отвечал Гарольд Дэвидсон. В 2016-м Эндрю Вальтер выполнил цифровой ремастеринг записи в формате 24/96.
Исполнившие партии этой оперы певцы – сплошь звездные, великие имена. Здесь и Джоан Сазерленд (донна Анна), и Элизабет Шварцкопф (донна Эльвира, супруга продюсера записи Вальтера Легге), и Пьеро Каппуччилли (Мазетто), и Джузеппе Таддеи (Лепорелло), и Готлоб Фрик (Командор)… Бесподобны оркестр и хор. Звучание альбома превосходное.
Настоящая запись «Дон Жуана» Моцарта давно приобрела и сохраняет поныне классический статус. Это один из великих релизов прошлого столетия, подлинная фонографическая жемчужина.