О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Домашний звук: рекомендации профессионалов — Часть 1
При грамотном подходе все-таки можно свести к минимуму все «шумоизоляционные» огрехи, которые допускают строители при возведении зданий – и наслаждаться звуком несмотря ни на что.Не так давно мы писали о том, как важно проектировать помещения, учитывая не только то, как они будут выглядеть, но и то, как они будут «звучать» – слишком часто пространства вокруг нас оказываются не продуманы с точки зрения их акустики (тема эта оказалась резонансной и вызвала живой отклик у читателей нашего блога). И если в офисе или другом публичном месте мы ничего с этим поделать, увы, не можем, то дома изменить ситуацию к лучшему оказывается в наших силах.
Хотя мы в Аудиомании уверены, что лучше всего за этим обратиться к специалисту – особенно, если вы не просто хотите снизить уровень «шумового загрязнения», но и наслаждаться звучанием Hi-Fi-аппаратуры – ведь, как показывает практика, недостаточно просто приобрести качественную технику: чтобы действительно наслаждаться звуком, важно, как вы эту технику разместите, как оборудуете окружающее пространство и как все это в конечном счете будет выглядеть. Именно над решением таких задач в Аудиомании бьется целая команда специалистов. С одним из них, Елизаветой Мякишевой, мы пообщались, чтобы разобраться в том, чем дизайнеры, работающие со звуком, отличаются от обычных дизайнеров интерьера, и почему без них не обойтись, если вы хотите, чтобы техника у вас дома звучала, как в шоуруме, где вы ее тестировали.
Итак, первое, что следует понимать: если вы приобретаете серьезную аппаратуру для прослушивания музыки, не стоит пренебрегать услугами специалиста, который поможет вам грамотно встроить ее в интерьер. И дело тут не только в вопросах эстетики, но и в вопросах технических характеристик и особенностей работы оборудования. У пользователя, решившего установить аудиосистему «своими руками», могут возникнуть определенные сложности: акустические системы, например, имеют разные варианты подключения, а трафареты для «встроенных» систем входят в комплект поставки, но получить их возможно только после того, как аппаратура будет у вас в руках (поэтому самостоятельно спланировать все заранее оказывается не так-то просто). Чтобы в этом всем разобраться и получить максимальную «отдачу» от приобретения, нужна помощь специалиста – аудиосистема, это не шкаф из «IKEA», и пары страничек с картинками для ее грамотной сборки на месте будет явно недостаточно.
Профессиональным дизайнерам интерьера в этом вопросе доверять тоже не стоит – они, как показывает практика, с особенностями работы со звуком знакомы тоже далеко не всегда, а ведь техника бывает чувствительна к тому, где и как ее размещают – и в уже готовом интерьере порой просто не получается поместить оборудование «куда захочется». К тому же, такой дизайнер в подобном вопросе повинуется своему эстетическому чутью и по завершении проекта не отвечает за соблюдение всех тонкостей установки, а специалист не только «встраивает» систему, но и несет ответственность за результат. Дизайнер, конечно, может приобрести профессиональные знания, помогающие разобраться не только в компонентах систем, но и в большом мире качественного аудиооборудования (кстати, Аудиомания проводит для дизайнеров и архитекторов такие занятия совершенно безвозмездно). Однако это – базовые знания. А чтобы получить минимальный необходимый для дальнейшей работы в подобной среде опыт, нужно проработать в этой сфере хотя бы год или два. Вряд ли кто-либо из дизайнеров этого хочет.
Главное, чтобы не приходилось сталкиваться с проблемой перевода с языка дизайнерского на язык технический и наоборот. Чтобы дизайнеры и архитекторы знали, хотя бы поверхностно, о тех возможностях, которые предлагают современные технологии. О том, что и как можно сделать, чтобы было не только красиво, но и удобно и функционально.
Так как же в таком случае организовать работу этих людей (дизайнера интерьера и специалиста по звуку)? Чтобы жилище радовало не только глаз, но и слух, над этой задачей с самого начала проектирования объекта должны работать три специалиста: архитектор или дизайнер, инсталлятор (технический специалист по аудио- и видеосистемам) и прораб. У каждого из них своя зона ответственности. Также в проектировании участвует и заказчик, так как он является конечным пользователем системы. И, между прочим, его музыкальные вкусы и предпочтения оказывают значительное (если не решающее) влияние на выбор конечного решения. Задача дизайнера/архитектора в этом случае – красиво обыграть проект по аудио-видео, учитывая технические характеристики и рекомендации, которые дает специалист.
В своих топиках мы часто упоминаем о еще одной разновидности профессионалов, работающих над акустическим пространством – аудиоинженерах. Чем же они отличаются от инсталляторов и нужны ли они в проекте? Аудиоинженер в нашем случае – это человек, способный выстроить акустическое пространство на высшем уровне, применяя в проекте дорогостоящие и сложные конструкции для отделки самого помещения. Инсталлятор — специалист, который получает задачу по реализации. Именно он принимает решение о необходимости привлечения аудиоинженера. Инсталлятор не только проектирует систему и производит максимально грамотный подбор оборудования, опираясь на пожелания заказчика, но и проверяет каждый этап на работоспособность и, конечно, настраивает систему на конечном этапе реализации. И именно от заказчика зависит, какого уровня проект будет реализован.
Потребуется сочетание нескольких факторов: дизайн аппаратуры, который сольётся с дизайном помещения; технические вопросы – чтобы данная аппаратура хорошо выполняла свою функцию именно в данном помещении, а не просто красиво смотрелась. А также самое главное – звуковые и музыкальные предпочтения клиента. Всё это – работа разных специалистов.
И, наконец, о «наболевшем»: считается, хороший звук предполагает еще и соответствующую обработку стен в помещении, которая уменьшает его полезную площадь. Что же нужно сделать, чтобы соблюсти баланс между функциональностью помещения и возможностью наслаждаться звуком? Итак, посредством обработки помещения мы действительно можем получить более яркую звуковую картину. Но нужно разграничить понятия звукоизоляции и акустической обработки. Ведь последняя не избавит соседей от отголосков низких частот, и при плохой шумоизоляции помещения вы будете слышать соседских детей, разучивающих урок для музыкальной школы. Так что для создания качественного проекта потребуется и шумоизоляция, и акустическая обработка помещения. В том случае, если вы по этим вопросам обратились к инсталлятору, вы сможете сэкономить и деньги, и пространство, так как, создавая проект, специалист будет использовать не только правильные материалы, но и применит технологии, необходимые для реализации проекта, которые способны создать специальную акустическую атмосферу.
Такой проект потребует от 10 см от каждой стены пространства. Если ваше помещение достаточно шумоизолировано или отделочные работы уже завершены, то в таком случае для создания хорошего звука можно обойтись специальными акустическими панелями, они не «съедают» полезную площадь и легко вписываются в интерьер – это декоративные панели, которые способны рассеивать, поглощать и отражать те или иные звуковые волны.
Получается, что при грамотном подходе все-таки можно свести к минимуму все «шумоизоляционные» огрехи, которые допускают строители при возведении зданий – и наслаждаться звуком несмотря ни на что.