О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2555Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Denon
Компания Denon имеет за плечами огромный опыт – ведь её история началась в 1910 году. Уже в 1951 первой из японских компаний, производящих аудиоаппаратуру, она стала продавать долгоиграющие пластинки. В начале 70-х годов Dеnon разработал и изготовил первое в мире пригодное для практического использования устройство цифровой записи РСМ сигнала, а в 1972 году выпустил первые в мире долгоиграющие пластинки с цифровой записью.
Подробнее о бренде DenonОбзоры товаров под маркой Denon (343)Официальный сайт Denonhttps://www.denon.com/en
Denon DP-A100, обзор. Журнал "DVD Эксперт"
Через наши руки прошло множество проигрывателей, причем разных ценовых категорий, но вряд ли можно быстро отыскать другой столь же удачный симбиоз старых традиций и современных технологий, как у Denon DP-A100.ПЛЮСЫ: стабильность скорости, оптимальная комбинация стола и тонарма, прекрасный звук
МИНУСЫ: цена, маркая отделка, в комплекте отсутствуют протрактор и жидкостный уровень, уровень яркости светодиодов очень некомфортен для глаз
К появлению первого в Японии граммофона сто лет назад фирма Denon имеет непосредственное отношение. В 1963 году она представила легендарный МС-картридж DL-103, который служит огромному числу меломанов и выпускается по сей день. Свое столетие Denon решил отметить именно картриджем на базе DL-103 и виниловым проигрывателем. Внешне DP-A100 выглядит более чем импозантно, солидно и убедительно. Как и в вертушках Denon прошлых лет, здесь используется прямой сервопривод и применена кварцевая стабилизация, что снижает коэффициент детонации и обеспечивает высокую точность частоты вращения с малым радиальным биением. Технология прямого привода не нова — еще в 1970 году вместе с остальными японскими концернами Denon разработал свой малоскоростной электродвигатель с высоким крутящим моментом, работающий от переменного тока. Скорость и стабильность вращения диска контролируется посредством предельно точного отслеживания магнитных импульсов, которые регистрируются по периметру опорного диска. Дискуссия о предпочтительности использования пассикового и прямого привода по-прежнему остается открытой. Апологеты belt drive настаивают на большей плавности звука и отсутствии вредных наводок от дополнительных электронных схем. Но и важность стабильности вращения никто не отменял — от нее напрямую зависят тональность и высота звука. Детонации всегда норовят проявить себя — и не только из-за колебаний электропитания, но и самим фактом хода иглы по пластинке. Игла не просто стремится затормозить диск, она делает это по-разному, поскольку канавка имеет переменный профиль, определяющий звучание фонограммы. Так что в плотных динамических пассажах и спокойных местах сила трения иглы о пластинку совсем разная. А в случае пассикового привода процедура контроля за скоростью получается абсолютно непрозрачной. Так что у любителей прямоприводных столов, к которым относится и Denon, есть свои крупные козыри — точность вращения не выходит за пределы 0,002%, что никакому пассику не снилось даже в самых смелых снах. Главное, устроить все по уму.
Массивный стол DP-A100 отделан натуральным шпоном, который протравлен и щедро покрыт черным лаком по японскому традиционному способу, применяемому при изготовлении художественных изделий. Если бы не черный лак, то по компоновке его можно было бы принять за модель для американского рынка Denon DP-500M, выпущенную в начале 2000-х (она была полегче, около 10 кг, и стоила 700 долларов без звукоснимателя). Еще больше напоминает DP-A100 более массивная вертушка DP-1300MKII, появившаяся позже и предназначенная только для продажи в Японии. Ее цена — уже 189000 иен, то соответствует примерно 2000 долларов. Шасси DP-A100 опирается на четыре круглые и подвижные алюминиевые опоры, имеющие резиновые амортизаторы, — такая конструкция отлично демпфирует стол и поглощает любые вибрации. Сам диск диаметром 331 мм отлит под давлением из алюминия и, по сути, является двухслойным — с обратной стороны он покрыт специальной накладкой из силиконового каучука, которая минимизирует нелинейные искажения и поглощает эффект гула. Сверху на диск надевается плотный резиновый мат, исключающий паразитные статические явления и предохраняющий пластинку от царапин и скольжения.
К электронному слежению и подавлению резонансов на этапе тонарма, как это было у вертушки DP-59 в 1984 году, компания решила не возвращаться. Проигрыватель оборудован легким S-образным тонармом, напоминающим аналогичный узел у Technics — с рабочей длиной 244 мм, отлитым из алюминия и покрытым неким напылением с желтоватым отливом. Тонарм установлен на массивной платформе, высота которой может меняться в пределах 6 мм. Для картриджа предложен съемный точеный шелл из алюминия. Как уже упоминалось, к вертушке прилагается МС-картридж DL-A100 — современный аналог популярного DL-103. Компания-производитель установила срок службы такой иглы в 2000 часов. А еще проигрыватель, в сущности, практически не требует технического обслуживания — к примеру, его узлы не нуждаются в смазке.
Настройка тонарма, установка и юстировка картриджа при имеющемся минимальном опыте не занимает много времени и не составит особого труда для большинства пользователей. Высота тонарма выставлена на заводе, как оптимальная для картриджа DL-A100, а вот для его юстировки подошел стандартный протрактор (шаблон), который можно добыть в Интернете и распечатать на принтере. Чтобы добиться параллельного соответствия плоскости шелла пластинке, пришлось опустить опору тонарма в минимальное положение. Однако последующее прослушивание показало, что оптимальной все-таки является заводская установка с положительной VTA.
Вначале прижимную силу мы выставили согласно паспортной рекомендации на максимальное значение 2,8 г — для более быстрой приработки иглы. Да, она у 103-го семейства по нынешним меркам немаленькая, но если вертушка настроена правильно и претензий к точности работы тонарма нет, то пластинка не пострадает. Порадовали практически мгновенный запуск (разгон — 0,3 с) опорного диска и такая же быстрая его остановка — диск просто как бы «замерзает». Пусковой момент не был заявлен официально, но по DP-500M можно предположить, что он составляет 4,5 кг на квадратный сантиметр.
Китайская сборка DP-A100 и знакомство с винтажными представителями Denon наводило на некоторые сомнения — не уступит ли им новодел по качеству воспроизведения пластинок? Еще смущала прям-таки «лазерная» яркость единственной пары светодиодов, сигнализирующих о выбранной скорости — 33/45. Здесь надо сказать, производители переборщили.
А в итоге оказалось, что этот аппарат не только не превратился в тривиальный клон, но и доказал, что конкурировать с предшественниками вполне реально. Блестяще! Через наши руки прошло множество проигрывателей, причем разных ценовых категорий, но вряд ли можно быстро отыскать другой столь же удачный симбиоз старых традиций и современных технологий, как у Denon DP-A100. Пластинки создают реалистичную атмосферу и неудержимо вовлекают в музыку; налицо идеальная сбалансированность частотных регистров, комфортность и чисто аналоговые, субъективные составляющие. Звучание DP-A100 уверенное и богатое. Связка умеет строить мощную стену звука и сохранять ритм композиции. Стилевых и жанровых предпочтений мы не обнаружили, поэтому можно с уверенностью говорить, что этот проигрыватель — настоящая золотая середина. Хотя при всей универсальности головки DL-A100 (читай: DL-103) следует понимать, что существуют на свете МС-картриджи с более четким и рельефным разделением инструментов в верхнем регистре, в том числе и у самого Denon — модели DL-304 и DL-S1.
Также интересно было попробовать Denon DP-A100 в качестве самостоятельного стола с другими картриджами. Так вот, даже очень восприимчивому слухачу не удастся услышать какой-либо рокот или гул — прецизионный двигатель DP-A100 гарантирует абсолютно бесшумную работу и отсутствие детонации. По сравнению с другой классикой, таким же кварцованным директ-драйвом Technics SL-1200 МК2, наш юбиляр звучит куда лучше, и выражается это главным образом в невероятной глубине и атмосфере саунда. Что касается чужих шеллов и головок, даже недорогих ММ-вариантов вроде Stanton 500 или Shure М 97хЕ, то проигрыватель сумел к ним приноровиться и выжать из них все до последнего. Появилась дополнительная мясистость, шершавость и густота, что многие меломаны со стажем оценят особо.
Основной совет, пожалуй, будет один - инсталляцию проводите осторожно (ввиду большого веса вертушки) и крайне аккуратно (чтобы не повредить роскошную лаковую отделку стола). В комплекте есть фирменные мягкие перчатки и специальная фланель для ухода за очень марким корпусом. Для точной юстировки картриджа можно воспользоваться универсальным шаблоном, который бесплатно доступен в Интернете. Тонарм обладает всеми необходимыми регулировками, выполнить которые в состоянии широкий круг пользователей. Рекомендуем опционально приобрести второй стандартный съемный шелл - ради удобств смены картриджа, на время экспериментов с подбором лучшего или его замены при ремонте. Ни в коем случае не останавливайте принудительно руками опорный диск во врем его вращения. Пластинку нужно менять после корректной остановки при помощи назначенной клавиши.
Подготовлено по материалам журнала "DVD Эксперт", февраль 2011г. www.dvdexpert.ru