О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Dead Combo — музыка с Лиссабоном в сердце
Они были похожи на персонажей нуарных комиксов, эти двое: один напоминал долговязого гробовщика, второй — эдакого опереточного гангстера в нелепой, но лихой шляпе. «Гробовщик» все время курил на сцене, а «гангстеру» не хватало разве что повязки на глазу. Он держал в руках гитару, его же партнер, как с игрушкой, обращался с контрабасом — но периодически брал в руки вторую гитару. Вместе они выдавали невероятно гремучую смесь из португальского фаду, музыки Эннио Морриконе к спагетти-вестернам, нарочитого джаза и неотчетливо артикулированной этники. Их называли Dead Combo.
Год тому назад долговязого контрабасиста Педру Гонсалвеша не стало. Он умер от рака в 51 год.
…Они встретились почти что случайно благодаря тому, что обоих в 2003-м пригласили участвовать в концерте-посвящении гению португальской гитары, «гитарра португеш», Карлуша Паредеша. После концерта, прогуливаясь, гитарист Антонио Мануэль Антуньеш, известный под сценическим псевдонимом То Трипш, предложил Гонсалвешу и дальше играть вместе. Так родился Dead Combo.
Уже первый их альбом, Vol.1, принес им слоган «музыка с Лиссабоном внутри». И действительно, это был портрет их родного города, того самого, с белеными домиками, спускающимися к морю, — тоже романтизированный, но совершенно современный, с нервом, с биением сердца, с драмами и трагедиями. Британский радиоведущий ВВС и музыковед Чарли Джиллетт назвал его одним из лучших этно-альбомов 2006 года.
В пятом альбоме, выпущенном в 2011 году, принимал участие знаменитый американский авангардист, кумир Педру и То — Марк Рибо; он подружился с португальцами и с тех пор несколько раз принимал участие в их гастролях. А год спустя o Dead Combo узнал весь мир: музыканты приняли участие в выпуске программы легендарного телеведущего и гурмана Энтони Бурдена No Reservations, посвященному Лиссабону.
Они успели появиться и в России, в 2014-м, так, задев ее краем на фестивале «Этномеханика» в Питере. В Москве они сыграли невероятный сет в кафе 32.05. В зале было пятеро русских, ни одного музыкального критика или промоутера. После концерта мы вышли с Педру и То покурить; после недолгих представлений Педру сказал: «ага, так это ты тот сумасшедший русский, который нас комментирует в Интернете?
В Москве они играли вдвоем, в то время как зачастую выступали с приглашенными барабанщиками и другими музыкантами, вплоть до струнного трио и духового оркестра. Это было невероятное чудо: на твоих глазах из двух людей и двух инструментов рождался целый мир, незнакомый, прихотливый и очень притягательный.
В 2017-м они отправились в мировой тур, в ходе которого сыграли отличный концерт в нью-йоркском Сентрал-парке вместе с Марком Рибо, а год спустя выпустили Odeon Hotel, альбом, спродюсированный американцем Аланом Йоханнесом (Eleven, Them Crooked Vultures, Queens Of The Stone Age). В одном из треков принял участие Марк Ланеган, вокалист Screaming Trees и QOTSA; он пел слова из стихотворения португальского классика Фернанду Пессоа. В 2019-м было объявлено о том, что группа отправляется в свой последний тур, названный Fim («Конец»), но проблемы со здоровьем Педру Гонсалвеша и начавшаяся ковид-пандемия урезала и его.
А 4 декабря 2021 года семилетняя борьба Педру Гонсалвеша закончилась навсегда.
Спасибо вам, парни, что вы были. Надеюсь, То Трипс сейчас продолжает делать музыку, такую же прекрасную — и совсем другую. Но тоже с Лиссабоном в сердце.
Музыка на виниле в нашем каталоге
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", декабрь 2022 г. www.salonav.com