О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
«David Bowie is»: ответ придумайте сами
«David Bowie is» — это документальная лента, вышедшая в 2014 году по мотивам крупнейшей выставки, созданной Музеем Виктории и Альберта в Лондоне. После смерти музыканта в январе 2016 года фильм приобрел особую ценность, его показы на большом экране периодически проходят по всему миру, в том числе и в России. Как следует из названия выставки и одноименного фильма, его создатели попытались ответить на вопрос, кто же такой этот Боуи, вечно скрывающийся под многочисленными масками своих ярких образов.
Картина снята в последний день выставки в Лондоне. На ее протяжении кураторы Виктория Брукс и Джоффри Марш рассказывают о самых интересных экспонатах, задают вопросы посетителям и обращаются к богатому творческому наследию Дэвида Роберта Джонса, более известного под псевдонимом Боуи.
Сама по себе выставка была уникальной: многое показывалось впервые, например, детские рисунки певца из личной коллекции, его наброски к обложкам альбомов и рукописи текстов первых хитов. Фильм построен как экскурсия, и поначалу это настораживает. На первых кадрах, когда ведущие рассказывают предысторию экспозиции и вводят зрителей в курс дела, кажется, что следующие 90 минут придется бороться с рефлексом зевоты. Но, слава богу, режиссер сумел найти баланс между хроникой, погружением во внутренний мир артиста и перебивками из его главных хитов, которые сразу же вызывали оживление в зале, особенно на «The Man Who Sold the World» (спасибо Курту).
«David Bowie is» не совсем типичный фильм про рок-звезду. Тут нет интервью с его бывшими музыкантами и продюсерами, как в документалке «Дэвид Боуи: Пять лет».
Но фанаты останутся довольны: авторы не обошли вниманием наиболее важные вехи творчества артиста, которые переданы через уникальные экспонаты. Здесь представлены и костюм, в котором он впервые появился в образе Зигги Стардаста на ТВ в программе Top of the Pops, и панковский сюртук из полотнища британского флага с обложки альбома «Earthling», и даже волшебный шар из фильма «Лабиринт».
Как и полагается музейному проекту, особый акцент в фильме был сделан на социально-культурном значении феномена Боуи. Интервью с посетителями выставки подчеркивают масштабность фигуры музыканта, особенно для британцев. Многие из них впервые увидели и услышали его в далеком 1972 году, в возрасте 12-15 лет, во времена, когда в британских школах поощрялись телесные наказания, а в пригородах Лондона банды подростков гонялись за геями и трансами.
Оживление в музейную атмосферу фильма внес фронтмен группы Pulp Джарвис Кокер, который выступил с остроумной речью о влиянии Боуи лично на него и весь мир. Но «порвал» зрителей забавный рассказ Кенсая Ямамото о его первом впечатлении от концерта Боуи, на котором, к недоумению японского стилиста, он увидел на артисте свои платья из женской коллекции.
Не обошли вниманием и последний на тот период (2013 год) альбом Боуи «The Next Day», который до сих пор из моих знакомых мало кто послушал, а зря — он не хуже его последнего шедевра «Blackstar». Дизайнер Джонатан Барнбрук рассказал, как было сложно выбрать из всех возможных вариантов обложки тот, который стал итоговым (фотография 77-го года с обложки «Heroes» с размещенным по центру белым квадратом).
Заканчивается фильм предсказуемой мыслью о том, что решить, кто же такой в действительности Дэвид Боуи, каждый должен сам. Но как поет артист в одноименной песне с альбома «Blackstar»: «Я не поп-звезда, я не кинозвезда — я черная звезда». Вот и поди разбери, кто он такой.
И все же после просмотра «David Bowie is» создается ощущение более близкого знакомства с этой противоречивой личностью. Для поклонников Боуи фильм ценен некоторыми уникальными архивными кадрами и выставленными предметами из личной коллекции. Для тех же, кто только начинает свое знакомство с его творчеством, это, наверное, кратчайший путь создать в своем воображении максимально точный образ артиста и человека Дэвида Боуи.
[В России эксклюзивные показы этого фильма уже закончились. Организаторы не планируют его когда-либо выпускать в открытую продажу, объясняя это тем, что картина задумывалась исключительно для демонстрации совместно с выставкой. Будут ли очередные гастроли, пока неизвестно.]
Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", декабрь 2017 г. www.stereo.ru