Что такое «Mastered for iTunes»: раскрываем тайны музыкальной загадки Apple

Те, кто ищет в Интернете различную музыку, наверняка натыкались на эту таинственную пометку на многих альбомах, популярных и не очень. Что она значит? Какая-то волшебная кривая эквализации или чудо-плагин? Попробуем разобраться.

Конечно, Apple никогда не сыграет по аудиофильским правилам, которые нам по душе. Пока, как видите, никаких хайрезов, DSD и прочих плюшек. С другой стороны, нельзя сказать, что там сидят глухари, которым совершенно плевать на качество музыки. Совсем наоборот. Молодой Стив Джобс еще в 1982 году фотографировался со своим винилом GyroDec, усилителями Threshold и электростатами Acoustat. Позже на его рабочем столе можно было увидеть колонки Genelec. Да и сами плееры и телефоны Apple, что бы там не мололи языками ненавистники, для своего форм-фактора имеют весьма приличные характеристики и малый уровень искажений.

С другой стороны, как любой бизнес, Apple нацелена прежде всего на извлечение прибыли. И, видимо, так и не выработав подходящей коммерческой модели для lossless-музыки, Apple предпочла сконцентрироваться на более массовом сервисе со сжатым аудио. Очевидно, что со временем и в этом плебейском секторе назрели определенные причины учредить процедуру Mastered for iTunes.

Мастеринг

Все, кроме олухов-музыкантов, знают, сколько бед и крови приносит современная звукорежиссура. Один варвар не стесняется записывать оригинал прямо в MP3, другой так компрессирует громкость фонограммы, что из нее лезут кишки и клювы. И никто не слушает Боба Каца, призывавшего не увлекаться loudness war, потому что в iTunes всегда можно выровнять громкость с помощью функционала SoundCheck и ReplayGain.

Если для публикации в iTunes такой мусор еще и пережимать кодеками с потерей данных, получится совсем худо. Поэтому Apple решили немного систематизировать этот процесс.

В отличие от других закрытых протоколов компании, перечень требований Mastered for iTunes выложен на корпоративном сайте в виде 10-страничного документа. Собственно мастерингом Apple заниматься не собиралась — оттого и такая открытость. Вся подготовка фонограммы по соответствию Masters for iTunes возлагается на музыкального издателя, а взамен его альбом получает специальную медальку.

Прежде всего Apple призывает издателей к фонограммам в хайрезе. То есть, чтобы разрядность мастера была выше стандартных 16 бит / 44 кГц. И хотя конечный ААС файл в библиотеке iTunes Plus будет иметь всего лишь битрейт VBR256, разрядность 16 бит и частоту дискретизации 44 кГц, в руководстве подчеркивают, что лучше всего предоставлять мастер в 24 бит / 96 кГц.

Следующим важным пунктом идет требование избегать клиппирования в мастер-фонограмме по максимальному уровню 0 дБ. Мало того, что это не лучший режим работы для ЦАПа. Во время конвертации мастер-файла в сжатые форматы, точка максимального уровня неизбежно сместится за пределы 0 дБ, что принесет еще больше клиппинга и искажений. Поэтому Apple советует для надежности нормализовать пик громкости альбома по уровню минус 1 дБ. Конечно, фонограмму изначально продюссированную по орущим законам loudness war, это не улучшит. Но, по крайней мере, на этапе преобразования мастера в ААС, в ней не прибавится грязи от второй волны клиппинга.

Инструменты

Для претворения этих немудрящих истин в жизнь, Apple предлагает несколько утилит (или AudioUnit-плагин), с помощью которых фонограмма может претендовать на звание Mastered for iTunes.

Командная утилита afclip укажет на точки клиппинга в вашем мастере — очень подробно, с величинами перехлеста. Таким образом, можно будет вернуться к редактированию и все поправить.

Инструмент Master for iTunes Droplet с помощью фирменного SRC-ресемплера переведет WAV или AIFF в сжатый ААС Plus с разрядностью 44 кГц. Эту же операцию можно выполнить и через командную строку утилитой afconvert.

AURoundTripAAC Audio Unit позволит сравнить оригинальный и конвертированный файлы.

Можно ли все вышеуказанное считать мастерингом? Едва ли. Понижение пиков громкости и утилита поиска клиппинга выглядят скорее контрольным, чем художественным функционалом. Можно ли назвать это контролем качества? Тоже вряд ли. Apple составила лишь рекомендации добрых намерений и оговорила, что не отказывается принимать треки с клиппингом. Действительно ли полезны эти рекомендации? Известный специалист в области мастеринга, к сожалению, ныне покойный Андрей Субботин, в свое время провел несколько экспериментов с кодированием оригинала в AAC Plus с использованием утилит Mastered for iTunes. Действительно, процедура, на которой настаивала Apple, имела смысл.

Реальность

Теперь посмотрим и мы, как эти рекомендации претворяются в жизнь. В качестве примера возьмем альбом «Ultraviolet» Ланы Дель Рей. Доступная на данный момент HD-версия в 24 бит / 44 кГц несет на себе все признаки проклятия loudness war. Мощная компрессия динамического диапазона и клиппинг. Почти все треки уперлись в 0 дБ по громкости и имеют очень низкий балл по динамике (DR - dynamic range).

DR Peak RMS Duration Track


DR5 0.00 dB -7.49 dB 6:39 01-Cruel World
DR6 0.00 dB -8.37 dB 4:11 02-Ultraviolence
DR6 0.00 dB -8.70 dB 5:42 03-Shades Of Cool
DR5 0.00 dB -8.13 dB 5:52 04-Brooklyn Baby
DR6 -0.02 dB -7.61 dB 4:17 05-West Coast
DR6 0.00 dB -8.08 dB 5:18 06-Sad Girl
DR6 0.00 dB -8.97 dB 3:54 07-Pretty When You Cry
DR5 0.00 dB -7.28 dB 4:31 08-Money Power Glory
DR5 0.00 dB -7.12 dB 3:32 09-Fucked My Way Up To The Top
DR7 -0.02 dB -10.71 dB 4:31 10-Old Money
DR6 0.00 dB -8.06 dB 3:02 11-The Other Woman
DR5 0.00 dB -6.66 dB 5:15 12-Black Beauty
DR7 0.00 dB -9.46 dB 4:31 13-Guns And Roses
DR6 0.00 dB -7.70 dB 4:14 14-Florida Kilos


Трек Lana Del Ray - Ultraviolence, кодированный по рекомендациям Mastered for iTunes в AAC Plus (16 бит / 44 кГц). Динамический диапазон такой же узкий, но сигнал больше не касается 0 дБ

Теперь глянем на тот же трек в ААС с пометкой (Mastered for iTunes). Ну вот другое дело. Узкий динамический диапазон, конечно, никуда не делся, зато здесь нет точек клиппинга. Все что могло вырасти, остановилась в полушаге от 0 дБ. Остальные треки также демонстрируют единодушие. Вообще надо сказать, ААС действительно неплохой кодер и не такой агрессивный как MP3. Спектрограммы показывают, что ущерб оригиналу был нанесен минимальный.


Analyzed: Lana Del Rey / Ultraviolence


DR Peak RMS Duration Track


DR5 -0.63 dB -8.49 dB 6:39 01-Cruel World
DR6 -0.34 dB -9.38 dB 4:11 02-Ultraviolence
DR6 -0.65 dB -9.71 dB 5:42 03-Shades of Cool
DR6 -0.60 dB -9.13 dB 5:52 04-Brooklyn Baby
DR6 -0.86 dB -8.62 dB 4:17 05-West Coast
DR6 -0.77 dB -9.08 dB 5:18 06-Sad Girl
DR6 -0.28 dB -9.99 dB 3:54 07-Pretty When You Cry
DR6 -0.29 dB -8.29 dB 4:31 08-Money Power Glory
DR5 -0.56 dB -8.13 dB 3:32 09-Fucked My Way Up To the Top
DR7 -0.89 dB -11.72 dB 4:31 10-Old Money
DR6 -0.77 dB -9.06 dB 3:02 11-The Other Woman
DR5 -0.25 dB -7.67 dB 5:15 12-Black Beauty
DR7 -0.63 dB -10.47 dB 4:31 13-Guns and Roses
DR6 -0.55 dB -8.70 dB 4:14 14-Florida Kilos
DR8 -0.85 dB -12.62 dB 3:45 15-Is This Happiness

Занятно, что остальные ААС-версии «Ultraviolet» — стандартная, расширенная и японская, имели незначительные расхождения по пиковым уровням, но, как и Mastered for iTunes, не имели клиппинга. Будем надеяться, что это сработали рекомендации Apple и они будут срабатывать с другими бестолковыми и не очень саунд-продюссерами.

Для верности возьмем еще один релиз девичьей группы Warpaint — альбом «Heads Up». На этот раз не хайрез, а обычный компакт-диск. Но и здесь чудеса — довольно жидкий саунд закомпрессирован по громкости так, будто перед нами не девичий инди-поп, а целый Napalm Death.


Трек Warpaint - Above Control, CD (16 бит / 44 кГц). Динамический диапазон тоже страшный, но клиппинга поменьше.

По сравнению с Ланой Дель Рей, клиппинга здесь не так много. На этом треке «всего» 17 точек, а на половине песен его и вовсе нет. Кстати, я специально сравнил Warpaint с последним альбомом Napalm Death, у них значение DR даже выше и, между прочим, у ветеранов грайндкора совсем нет клиппинга!


Analyzed: Warpaint / Heads Up


DR Peak RMS Duration Track


DR4 -0.22 dB -5.59 dB 4:42 01-Whiteout
DR4 -0.22 dB -6.42 dB 4:32 02-By Your Side
DR4 -0.22 dB -5.77 dB 4:16 03-New Song
DR5 0.00 dB -6.06 dB 4:56 04-The Stall
DR5 0.00 dB -6.55 dB 5:59 05-So Good
DR5 -0.22 dB -5.64 dB 3:43 06-Don't Wanna
DR5 -0.22 dB -7.95 dB 4:22 07-Don't Let Go
DR5 -0.22 dB -6.64 dB 3:59 08-Dre
DR5 -0.10 dB -7.00 dB 4:57 09-Heads Up
DR5 0.00 dB -6.25 dB 5:06 10-Above Control
DR10 -0.22 dB -12.01 dB 4:49 11-Today Dear


В версии Mastered for iTunes клиппинга уже не будет. Все пики предусмотрительно остановились в сотых долях от роковой метки 0 дБ. Также еще раз обращаю внимание на щадящую работу ААС-кодека, который использует Apple для кодирования. Высокочастотный спектр немного прорежен, но никаких отсечек, которые себе позволят MP3.


Трек Warpaint - Above Control, кодированный по рекомендациям Mastered for iTunes в AAC Plus (16 бит / 44 кГц). Клиппинга нет и частотный диапазон в ВЧ-области более-менее цел.

Analyzed: Warpaint / Heads Up


DR Peak RMS Duration Track


DR4 -0.37 dB -6.09 dB 4:42 01-Whiteout
DR4 -0.15 dB -6.92 dB 4:32 02-By Your Side
DR5 -0.19 dB -6.28 dB 4:16 03-New Song
DR5 -0.27 dB -6.57 dB 4:56 04-The Stall
DR6 -0.25 dB -7.05 dB 5:59 05-So Good
DR5 -0.52 dB -6.14 dB 3:43 06-Don't Wanna
DR6 -0.21 dB -8.46 dB 4:22 07-Don't Let Go
DR5 -0.32 dB -7.14 dB 3:59 08-Dre
DR5 -0.15 dB -7.51 dB 4:57 09-Heads Up
DR5 -0.03 dB -6.76 dB 5:06 10-Above Control
DR10 -0.51 dB -12.51 dB 4:49 11-Today Dear


Apple можно поругать за отсутствие интереса к lossless-музыке, но там, где она берется за работу, можно рассчитывать на определенный уровень качества. А то, что называется мастерингом, по-прежнему остается на совести музыкантов и издателей.


Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video", апрель 2017. www.stereo.ru

Эту статью прочитали 7 399 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий