Что происходит на рынке потокового аудио: обсуждаем ход развития стриминговых платформ

В прошлом году стриминговые сервисы объявили основным способом потребления музыки на Западе. По мере роста пользовательской базы платформы стараются сократить расходы, избавиться от «проклятья убыточности» и пытаются найти новые возможности для заработка.

Рассказываем, что и кому уже удалось сделать в этом отношении.


Фото Tobias Scheck / CC BY

Платформы становятся ближе к музыкантам

Одна из наиболее распространённых причин для критики стриминговых сервисов — небольшие выплаты музыкантам и композиторам. Чтобы заработать что-то существенное, автор должен собрать за месяц 200 тысяч прослушиваний на Apple Music или 366 тысяч на Spotify. Задача не из легких. Недовольство ситуацией высказывают и известные музыканты, что позволяет говорить о неизбежном пересмотре подходов к работе с авторами.

Первый шаг навстречу сделала Spotify. Компания сразу решила пойти на опережение и предложила заключать прямые сделки в обход лейблов. Такая модель позволит Spotify выплачивать фиксированные гонорары на старте эксклюзивного сотрудничества с музыкантами и сохранять последующие отчисления за стриминг их произведений. Похожую модель предложил SoundCloud: компания не будет выплачивать стартовый гонорар, но позволит авторам зарабатывать на рекламных блогах (по аналогии с моделью YouTube).

Новые инициативы разрабатывают не только компании, но и правительства. Наиболее известен американский Music Modernization Act. Закон предписывает создать в 2020 году новый регуляторный орган, который будет договариваться со стриминговыми платформами о размерах выплат музыкантам. Похожая ситуация происходит в Европе, где принимают новую Директиву об авторском праве: онлайн-платформам предписывают внедрение «фильтров», которые будут удалять весь нелицензионный контент при загрузке.

Политики считают, что Директива поможет увеличить размер лицензионных выплат для авторов и композиторов. Однако по словам представителей музыкальной индустрии, закон навредит молодым исполнителям, которые начинают свою карьеру с создания кавер-версий. С принятием закона использование чужих произведений в таких целях будет недопустимо.

Ещё один законопроект создали в Канаде. Местная организация по защите прав композиторов предложила ввести дополнительный налог на пользование стриминговыми сервисами — причём взимать его решили со всех, кто в месяц расходует более 15 ГБ интернет-трафика. Инициативу резко осудили: по закону платить пришлось бы даже тем, кто не пользуется стриминговыми платформами, например геймерам.

Стриминг хочет «выйти в плюс»

Несмотря на то что ежегодная выручка крупных стриминговых сервисов превышает миллиард долларов, они по-прежнему несут убыток из-за высоких лицензионных платежей. Организациям приходится искать новые способы заработка. Например, Spotify весной 2018 года решила разместить акции на фондовой бирже. После перехода в публичный статус стоимость ценных бумаг компании стабильно росла — но и это не помогло Spotify стать рентабельной.

Только в конце 2018 года стриминговая платформа наконец объявила о первой в истории прибыли. Однако выяснилось, что главной причиной было сокращение расходов. Компания так и не нашла принципиально новую модель заработка и теряет деньги, как и другие сервисы, например Apple Music.

Из-за отсутствия прибыли стриминговым платформам приходится менять способы монетизации. Например, SoundCloud отказалась от традиционной модели подписок после того, как оказалась на грани банкротства. Теперь она ориентируется на продажу сервисов для музыкантов и доход от рекламы.

Ещё один новый способ монетизации — подкасты. Производство разговорного аудиоконтента требует небольших бюджетов, а рынок рекламы в подкастах растёт. Крупные стриминговые сервисы — Spotify, Pandora и Яндекс.Музыка — уже работают с подкастерами и планируют развивать это направление.


Фото Tobias Scheck / CC BY-SA

Появляются новые гиганты

Трудности с монетизацией не останавливают развитие стриминговых платформ. В конце 2018 года на международный рынок вышла компания Tencent Music (TME), которая владеет крупнейшими в Китае приложениями для стриминга музыки. Она разместила акции на нью-йоркской бирже.

Самым интересным оказалось не собственно IPO компании, а её непривычная для Запада бизнес-модель. TME зарабатывает не на подписках, а на социальных аспектах приложений, например виртуальных подарках. Вероятно, размещение акций Tencent Music на бирже станет для других стриминговых платформ поводом задуматься о вводе подобного функционала.

Также о выходе на рынок аудиостриминга заявил Winamp. В 2019 году планируется релиз полностью новой версии плеера — его превратят в единый агрегатор для других стриминговых сервисов с музыкой и подкастами. Пока неясно, увенчается ли эта идея успехом — другие платформы могут просто отказаться от сотрудничества с конкурентом.

Что у нас

В России сложился свой рынок стриминговых сервисов. Из крупных международных платформ популярность приобрели только Apple Music и Google Play. Нельзя забывать и о Spotify, которая в конце 2018 года в очередной раз пообещала запустить свою платформу на российском рынке. Но пока этого не произошло, о широком использовании сервиса можно говорить только применительно к ИТ-сообществу и людям, работающим в медиа.

Другие известные у нас проекты — Яндекс.Музыка, Boom, Zvooq — домашние разработки. Они нашли своего слушателя. Как и в остальном мире, количество их подписчиков растёт: за использование Яндекс.Музыки и Boom платят уже более миллиона человек. Остается только наблюдать за развитием отечественных стриминг-компаний и тем, как ввод новых возможностей для подписчиков будет влиять повлиять на рост пользовательской базы сервисов.


О чем мы пишем в нашем «Мире Hi-Fi»:
Обсуждаем Hi-Fi тренды: транскрипт шоу «Звук»
Какой он: российский рынок стриминговых сервисов
Восемь аудиотехнологий, которые попадут в зал славы TECnology в 2019 году
Как превратить компьютер в радио, и другие способы извлечь музыку из выч. систем

Эту статью прочитали 9 170 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
15 марта 2019, 14:48
Влад (Гость)
А о deezer ни слова
Написать свой комментарий