Что нужно знать перед тем, как начать карьеру в аудиоиндустрии

Профессий, связанных со звуком, много — это и сами музыканты, и аудиоинженеры в студиях, и создатели аппаратуры, и диджеи на радио, и другие. В этой статье мы расскажем, что предстоит испытать тем, кто решится начать карьеру в этой области — к чему следует быть готовым.

Диджеи, музыканты и вокалисты

Первая профессия, которую обычно ассоциируют музыкой — это профессия исполнителей. Диджеинг тоже к этому относится: умение подобрать сэмплы и треки, создать плавные переходы, собрать несколько мелодий в одну цельную работу — непростая задача.

Всем тем, кто планирует зарабатывать на жизнь исполнением музыки, необходимо знать, для кого именно они выступают. Целевая аудитория определяет репертуар музыканта, особенно на первых порах. Уже потом достигший успеха и нашедший свой собственный звук исполнитель может гнуть свою линию. А поначалу, возможно, придется играть и такие вещи, которые противоречат собственному чувству прекрасного, но требуются публике.

У музыкантов и вокалистов, однако, есть возможность стать частью музыкального коллектива с конкретным репертуаром, где переступать через себя не придется. И в идеале следует найти единомышленников, группу в близком душе жанре.

Нельзя забывать и об имидже: артист взаимодействует со слушателями не только с помощью звука, но и визуально. Сценический образ, движения, разговоры между треками — все это создает настроение. При этом важно чувствовать момент и понимать аудиторию.

Если для музыкантов и вокалистов наличие специального образования подразумевается (хоть и существуют очень талантливые самоучки), то с диджеингом все немного проще. Цифровые инструменты вроде Traktor или Virtual DJ позволят понять азы сведения треков в домашних условиях. Учиться можно бесплатно, по роликам в сети (которые, правда, объясняют в большей степени базовые моменты). Музыкальное образование, конечно, поможет лучше чувствовать музыку, но качественные сеты можно собирать и без него.

И самое главное: стоит понимать, что за одну ночь успех не придет. Придется упорно работать, уделять профессии много внимания, постоянно узнавать что-то новое (новинки музыкальной сцены, тренды, интересные приемы и фишки) и вкладывать в это дело душу. Важно знать, что поначалу такая профессия вряд ли сможет приносить ощутимый доход — время уйдет на раскрутку собственного бренда, поиск аудитории и ниши, поиск площадок и собственного звука, создание своего имени. Артиста кормит известность.

Звукоинженеры

Звукоинженеры занимаются сведением и мастерингом записей: собирают из записанного в студии материала цельные композиции и шлифуют их до сосотояния готового продукта, приемлемо звучащего на разных аудиосетапах. Им, как и диджеям, следует начать с освоения азов на домашней системе — с того же Pro Tools | First, который студентам обойдется в $10.

Бесплатные и недорогие программы позволят понять, как работают эквалайзер, компрессор и другие настройки, зачем они нужны. Уже после этого есть смысл собрать собственную маленькую студию и начать более серьезные эксперименты.

Опыт для звукоинженера немаловажен, и измеряется он не десятками записанных песен, а сотнями, в идеале — треками в разных стилях и жанрах, чтобы понять, куда хочется двигаться, что получается, над чем нужно работать дополнительно. Также необходимо постоянно изучать тренды, новые инструменты и технологии — держать руку на пульсе индустрии.

Не стоит недооценивать нетворкинг и навыки общения: связи в музыке решают многое.

«Нужно не просто уметь жать на кнопки и двигать фейдеры, а быть грамотным дипломатом», — сказал Скотт Вебер (Scott Weber), обладатель премии «Эмми» за звуковое сопровождение сериалов «Остаться в живых», «Мир Дикого Запада», «В поле зрения». Таким образом можно получить работу, попасть на интересные проекты.

Скотт также сообщил, что важно иметь цель и понимать, к чему хочется стремиться, но при этом не брезговать работой в других областях и не отказываться от предложенных проектов. Каждый проект уникален и позволяет узнать что-то новое.

Один из наиболее универсальных советов дал Ной ‘40’ Шебиб (Noah ‘40’ Shebib), продюсер Дрейка: «Самый лучший совет, который я могу дать – это работайте с тем, что у вас есть, и старайтесь получить наилучший результат. Вы увидите, как перед вами начнут открываться двери, которые приведут вас туда, куда вам нужно».

Радиоведущие

Радиоведущие — те люди, которые заполняют в эфире музыкальной радиостанции промежутки между песнями, джинглами, новостями, интервью и другими блоками интересными разговорами. Основной рабочий инструмент диджея на радио или радиоведущего — голос, поэтому большое внимание следует уделять его развитию и состоянию, учиться владеть им: разогреваться, тренировать дикцию, избегать дефектов.

Примеры работ необходимы не только музыкантам и звукоинженерам, но и диджеям на радио. Формат демозаписи (или демки) — 30-секундный выход в эфир, который позволит возможному начальству оценить речь и способности. Фактически демка — это короткий спектакль одного актера. В ней следует поздороваться, представиться и объявить следующий трек с небольшой предысторией. Записать демку стоит на студии.

Важно понимать формат радиостанций и их особенности. Отличаются форматы подачи новостей, регламенты, репертуар, даже моменты, на которых ведущие акцентируют внимание в своих разговорах. Полезно также знать ключевых лиц и звезд конкретных радиостанций: обычно на радио работают тщеславные люди, которым внимание очень приятно.

Но нельзя разузнать все нюансы радиостанции, не начав на ней работать, поэтому многому придется учиться уже после сдачи трудовой книжки в отдел кадров. Учить новичка будут все — редакторы, рекламщики, старшие коллеги, даже офис-менеджеры. Среди нюансов есть и корпоративные тонкости, и особенности выхода в эфир, и даже залипающая кнопка на пульте.

Тренироваться придется всегда — изучать музыкальную и новостную повестку, разогревать связки, улучшать дикцию, слушать коллег по цеху и запоминать их советы, ходить на мастер-классы и конференции, знакомиться с новым оборудованием. Индустрия не стоит на месте и продолжает развиваться — значит, развиваться придется и тем, кто в ней работает.

Люди — основной ресурс радиостанции, и с ними необходимо поддерживать хорошие отношения. Впрочем, это относится практически к любому коллективу: нельзя заранее знать, когда, например, срочно потребуется взять отгул и начать искать себе замену, и в дружном коллективе этот квест пройти немного легче.

Индустрия видеоигр

Есть два типа людей, работающих с музыкой в игровой индустрии: аудиопрограммисты и аудиодизайнеры. Первые выполняют аудиокодирование, работают с цифровой обработкой сигналов (DSP), создают утилиты для аудиодизайнеров, внедряют музыку в игру.

Вторые же создают звуки, записывают их, микшируют, занимаются мастерингом, редактируют диалоги, тестируют звуки. Но в первую очередь все-таки пишут музыку и звуки для игр.

В индустрии видеоигр очень распространен фриланс, и именно написание музыки часто отдается на откуп сидящим в уютной домашней студии композиторам. Как правило, фриланс отличается более конкретным и узким кругом задач, чем офисная работа. В последнем случае можно в один день сводить диалоги, а в другой бренчать на гитаре. На фрилансе же один человек занимается созданием того, что было указано в отдельно взятом контракте.

Диплом вряд ли поможет при устройстве на работу: важны портфолио, демо-записи и связи. Оформлению демок стоит уделить немало внимания — назвать так, чтобы было понятно, кто ее отправил, прописать метаданные, обеспечить к записям удобный доступ (а не просто кинуть ссылку на безымянную папку в облаке).

Ян Стокер (Ian Stocker), инди-разработчик, который восемь лет работал по контракту, считает, что главное — это привлечь к себе внимание работодателя, потому что на одно место претендуют десятки композиторов, и среди этих десятков необходимо выделиться. «Будьте краткими и предложите работодателю то, что он не сможет проигнорировать, например ремикс саундтрека из последней игры компании, — говорит Ян. — Затем уже можете пытаться продать себя, рассказывая о своих навыках».

Киноиндустрия

Группу людей, трудящихся над звуком в период производства и пост-продакшена кино и сериалов, в России называют звукоцехом. В этот звукоцех в зависимости от масштаба проекта входит от двух до нескольких десятков людей. Например, на съемочной площадке работают звукооператор и микрофонщик (один следит за качеством аудиозаписи, другой — за расположением всех микрофонов), а записанным материалом занимается уже другая команда (звукоинженеры). Отдельно работают шумовики, композиторы и другие создатели звуков.

Киноиндустрия, пожалуй, еще более закрыта, чем музыкальная, и поэтому связи в ней решают многое. Проще всего их заводить на этапе обучения. В России две сильнейшие киношколы — это ВГИК в Москве и СПбГИКиТ в Петербурге. И обучение звукорежиссуре в кино серьезно отличается от музыкальной версии.

Звукоинженеру в кино нужно собрать микс из сотен дорожек, но из-за того, что дорожек очень много и звуки часто отличаются по своей природе, сложно отследить все конфликтующие частоты, подогнать все под одну тональность и тембр. Более того, необходимо сопоставлять звуковую картину с визуализацией, правильно их синхронизировать. Из-за наличия картинки стоит учитывать и объем звука, его направление.

Процесс записи тоже особенный, поскольку все микрофоны — и петлички, и «пушки» — должны быть незаметны в кадре, но максимально эффективны. Обеспечить невидимость микрофонов и качественную запись — задача работающих на площадке звукоинженера и микрофонщика. Также нужно понимать, что, например, диалог одновременно с шумящим вертолетом чисто записать не выйдет, и здесь придется накладывать шумы потом.

Иногда требуется создавать звуки, которых не существует в природе — например, озвучить, как растет огромный бобовый стебель. Этим занимаются шумовики. Именно они придумывают озвучку для полета шмеля, удивленно распахивающихся глаз, сочных ударов или раскрывающихся дверей мостика «Энтерпрайза».

Чаще всего для создания шума используются нетривиальные звуки из реальной жизни: шумовики агрессивно рубят капусту, скрипят пластиком по стеклу, записывают свист пневматики в троллейбусах и строят уникальные конструкции. Креативность и способность подмечать интересные звуки вокруг — одно из основных требований к профессии шумовика.

Создание акустики

Звукоинженеры и конструкторы акустических систем разрабатывают колонки, соответствующие требованиям заказчика. Современное создание и проектирование акустики в некоторой мере напоминает конструктор: инженерам необходимо собрать из доступной элементной базы устройство с правильным звуковым почерком и адекватной себестоимостью, вписавшись в ТЗ.

Юрий Фомин, главный конструктор Arslab, считает, что для создания акустики необходимо именно советское инженерное образование: в нем давали широкую базу (материаловедение, физику, электротехнику, сопромат, теорию машин и механизмов), на основе которой, понимая различные физические процессы, уже можно углубляться в акустику.

В аудиоиндустрии немало историй звукоинженеров и звукорежиссеров, которые не могли найти устраивающие их колонки и потому начали создавать их самостоятельно. Также в создании колонок преуспевают и инженеры-любители, добившиеся признания экспертов индустрии.

Сейчас в создании акустики регулярно используются специальные математические алгоритмы. Для того, чтобы с ними работать, необходимо знать специализированный софт — например, Leap и Clio для оптимизации и расчета параметров аудиосистем.

Проектирование акустики — процесс многоэтапный, и первый прототип в начале карьеры вряд ли сразу же окажется удачным, поскольку учесть все нюансы, имея мало опыта, сложно. Процесс подгонки параметров очень муторный, поскольку колонки — это закрытая система, и изменение одного параметра может повлечь цепную реакцию, из-за которой придется переделывать все.

Однако с опытом возрастает и скорость разработки. «Если ты за 20 лет научился рассчитывать проект за два дня, а раньше тебе бы потребовалось пара месяцев, то лишь потому, что ты этим 20 лет занимался», — утверждает Фомин.

Стоит понимать, что проектирование акустики в качестве хобби и в качестве работы — разные вещи. В первом случае немалую часть удовольствия доставляет сам процесс, во втором же главным мерилом успеха является готовый продукт.

Что в итоге

Как и любое дело, работа со звуком требует скрупулезности. Взять и попасть в индустрию с наскока, на одном желании «хочу делать музыку» или «хочу работать с музыкой» не выйдет. Для любой профессии, связанной с аудио, важны:

  • Наличие базовых навыков и релевантного опыта, а в некоторых случаях и образования;
  • Готовность к обучению и желание постоянно совершенствоваться, изучать новое;
  • Умение общаться и заводить связи;
  • Упорство и целеустремленность;
  • Стрессоустойчивость;
  • Креативность;
  • Конечно же, любовь к музыке.

Музыкальная индустрия в этом не одинока. Но ощущение прикосновения к чему-то прекрасному — к искусству — многих примиряет с ненормированной и непредсказуемой работой.

Эту статью прочитали 11 485 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий