О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2579Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Четыре ошибки владельцев проигрывателей и коллекций винила
И способы их исправления
Все мы совершаем ошибки – а с учетом присущей конструкциям проигрывателей деликатности и уязвимости самих дисков, неудивительно, что у приверженцев этого хобби досадные недочеты случаются нередко. Мы не будем указывать пальцем – все мы совершали их на том или ином этапе своей жизни и карьеры рецензента Hi-Fi-аппаратуры – но осознание ошибок делает нас на шаг ближе к их исправлению. Надеемся, что описание распространенных огрехов при настройке вертушки и уходе за пластинками поможет вам получить максимальное качество звучания вашей коллекции – или хотя бы обеспечит уверенность в том, что вы все делаете правильно.
Если вы настраиваете проигрыватель с нуля, прочтите статью, посвященную данному процессу. Если же он у вас уже работает, давайте рассмотрим четыре распространенные ошибки.
Проигрыватель недостаточно горизонтален
Точность размещения и позиционирования проигрывателя исключительно важна, и неправильная установка – одна из самых дорогостоящих ошибок, совершаемых владельцем. И в самом деле, если устройство стоит на неровной полке или располагается в непосредственной близости от другой электроники, стоит в первую очередь пересмотреть подход к данному фактору.
Эти компоненты по своей природе очень капризны, поэтому поверхность, на которой стоит вертушка, должна быть идеально ровной, чтобы наконечник иглы мог правильно расположиться в канавке пластинки. Воспользуйтесь для проверки спиртовым уровнем.
Если стойка сама по себе горизонтальна, то и проигрыватель должен стоять горизонтально (у большинства моделей положение опорного диска фиксировано относительно стола – они параллельны друг другу). На случай, если по какой-либо причине потребуется доводка, многие модели оснащаются настраиваемыми ножками.
Поверхность, на которую вы устанавливаете вертушку, должна быть не только совершенно горизонтальной, но и низкорезонансной (т. е мало подверженной вибрациям), а также максимально удаленной от всех источников колебаний, включая другие электронные компоненты и АС. Как мы уже говорили, проигрыватель очень чувствителен к вибрациям, поэтому владелец должен постараться механически изолировать его от пола и колонок.
Большинство из них снабжены виброизоляцией какого-либо вида – от простейших резиновых ножек вплоть до самой эффективной (и дорогой) системы полной подвески. Но даже в последнем случае аудиосистема выигрывает от наличия надежной изолирующей опоры, которая поглотит внешние вибрации до того, как они смогут добраться до проигрывателя. Мы бы посоветовали применить акустические изоляторы (ножки), специальную платформу или прочную полку.Слишком высокая или низкая прижимная сила
Давление, которое картридж (или, точнее, его игла) оказывает на канавку пластинки, называется «прижимным весом» или «прижимной силой». Если она слишком велика, это не только делает звучание более глухим и менее отзывчивым, но и угрожает со временем повредить пластинку из-за чрезмерного воздействия на канавки. При слишком низком значении прижимной силы звук оказывается неплотным и бессодержательным, а игла может перескакивать с канавки на канавку, повреждая поверхность диска. Поэтому важно выбрать правильное значение.
Если звукосниматель уже установлен на место производителем, как это чаще всего и происходит в наши дни, то все, что вам нужно сделать – это задать значение прижимной силы, переместив в нужное положение противовес на заднем конце тонарма проигрывателя, и уровень «антискейтинга» (то есть поперечного усилия) для компенсации скатывающей силы, действующей на внутреннюю сторону канавки диска.
Прижимную силу следует устанавливать в соответствии с рекомендациями производителя, которые почти всегда указаны в руководстве и обычно составляют от 1,5 до 2,5 граммов (если только это не диджейская дека – в этом случае часто требуется более высокое значение). Например, в руководстве можно найти «1,8 г», так что именно столько следует выставить; если же приведен рекомендованный диапазон значений прижимной силы, например, «1,6 – 2 г», выберите для начала среднее значение и посмотрите, что получится.
Большинство противовесов для тонармов снабжены маркировкой, с помощью которой легко установить нужную величину. Если ее нет или если вы хотите добиться максимальной точности, купите специальные весы для настройки картриджа.
Установив кончик иглы на измерительную площадку весов, а сами весы – на опорный диск проигрывателя, вы сможете определить прижимную силу звукоснимателя.
Грязь на пластинках
Какой смысл тратить на вертушку столько усилий, не говоря уже о деньгах, если проигрывание музыки с виниловых дисков недотягивает до идеала? Небрежное обращение с пластинками и непродуманное хранение способствуют возникновению царапин, из-за которых в звуке появляются нежелательные щелчки и потрескивания. Несколько таких артефактов могут придать волшебства аналоговому звучанию винила, однако слишком большое их количество будет мешать прослушиванию.
Прежде всего, следует избегать прикосновения к поверхности пластинки пальцами, извлекая ее из конверта за внешние края. Также нужно следить за тем, чтобы открытая сторона внутреннего защитного конверта была ориентирована внутрь основной обложки альбома, чтобы диск не подвергался воздействию погодных условий. Наконец, виниловые диски следует хранить в непыльной среде.
Пыль на поверхности пластинки не так опасна, как отпечатки пальцев на канавках, но все же не лишним будет воспользоваться специальной щеткой для чистки пластинок, чтобы избавиться от нее – в том числе и для того, чтобы игла не собирала ее частицы при движении по диску; это существенно искажает звук.
Невысокое качество фонокорректора
Едва ли кому-то придет в голову идея специально ограничить потенциал своего проигрывателя – но порой такое случается, и чаще всего «виновным» в этом внешним компонентом оказывается фонокорректор.
Фонокорректор (или предусилитель-корректор) необходим для проигрывания виниловых пластинок: он повышает уровень выходного сигнала, делая его пригодным для передачи усилителю, и выравнивает его тональный баланс. Некоторые вертушки оснащены встроенными фонокорректорами, но обычно их стоит модернизировать при первой же возможности, заменив на отдельный компонент или усилитель с соответствующим модулем. Конечно, без какого-либо из этих вариантов не обойтись и в случае отсутствия у проигрывателя данного блока.
Благодаря росту популярности винила большинство интегрированных усилителей в наши дни оснащаются фонокорректорами. Но имейте в виду, что в некоторых случаях они годятся не более чем для наполнения списка характеристик и не позволяют добиться от вертушки максимального качества звучания. Мы рекомендуем читать обзоры усилителей и выбирать несколько оптимальных кандидатов для покупки, особенно если вы планируете часто слушать свои любимые виниловые пластинки.
Виниловые проигрыватели в нашем каталоге
Музыка на виниле в нашем каталоге
Подготовлено по материалам портала "What Hi-Fi?", июнь 2022 г.