Четыре главных альбома весны: игры в классиков

Электроника плюс скандинавский джаз. Бах плюс джаз американский. Барокко, звучащее как джаз, а также прочие метаморфозы современных музыкантов, выходящих за рамки.

Sly&Robbie, Molvaer, Aarset, Delay «Nordub»

4 апреля Okeh records выпустил альбом совершенно дикой и эклектичной супергруппы. Итак: легендарная (ну, это их почти официальный статус) ямайская ритм-секция Слай Данбар/ Робби Шекспир. Норвежский nu-jazz-трубач Нильс Петтер Мольвер (Nils Petter Molvaer). Норвежский авангардный гитарист Эйвин Орсэ. Электронщик Владислав Дилэй.

Они уже дают концерты такой компанией, но в записи это звучит еще лучше — эдакие жутковатые электронные пейзажи с расслабленной трубой и прущей бульдозером ритм-секцией. Иногда заносит, как снежный буран.

iTunes, Яндекс.Музыка

Brad Mehldau «After Bach»

В марте Nonesuch выпустил альбом музыканта, который привык удивлять, но тут он, похоже, переплюнул себя самого. Речь о пианисте по имени Бред Мелдау. Сольный рояльно-акустический. Концепция такая: несколько вещей Баха (из ХТК), с прелюдиями и постлюдиями авторства Мелдау. Стилистически это непонятно что, главное, что это не кроссовер, не похабное «джаз в классике» и прочая жаклуссьевщина.

Баха Мелдау играет отлично — ровно и не по-джазовому совершенно. Авторские композиции тоже джазом не отдают — это скорее как современный композитор-постмодернист подделывается под Баха, но тут и там сбивая нас с толку современными приемами. Никакого кроссовера, короче говоря. Просто Бах и Бред. Бред баховый и Бах брЭдовый. Довольно цельный альбом, отлично слушается.

iTunes, Яндекс.Музыка

Brad Mehldau на виниле в нашем каталоге

Olga Andryushchenko «20th Century Piano Works»

Пианистка с невыговариваемой для иностранцев фамилией, Ольга Андрющенко, сделала себе имя именно как исполнитель русской музыки XX века. Она уже записывала для западных лейблов циклы произведений Мосолова (см. видео), Рославца и так далее. Ее новую подборку выпускает отечественная «Мелодия». Имена здесь знаменитые, прям хрестоматийные: София Губайдулина, Эдисон Денисов, Валентин Сильвестров, Галина Уствольская, Арво Пярт и Альфред Шнитке. Весь цвет советского авангарда. Но почти все произведения — редкие. «Chaconne» Губайдулиной — произведение 1962 года, и странно-любопытно слышать произведение этого композитора для «нормального» инструмента, с «нормальными» мелодиями, а не сочетания острых тембров, как обычно у Губайдулиной.

Также очень любопытна фортепианная соната Уствольской, написанная в 1947 году — то есть еще при жизни ее учителя, Шостаковича. Ну и сама Уствольская тут эдакий Шостакович… Вообще на такого плана проекты государство должно бы гранты давать, но это, что называется, паче чаяния.

Очень пестрый альбом, показывающий, насколько разными были композиторы, которых мы относим к одной эпохе-движению-стилю, и имена которых посему обычно перечисляем на одном дыхании. Да, кстати, на альбоме есть даже хит — это «Für Alina» Арво Пярта. Продвинутым меломанам он известен по записи лейбла ECM (с участием Владимира Спивакова), но тут — гораздо жестче! И — правильно.

iTunes, Яндекс.Музыка

Anton Batagov «An Evening Hymn»

Игры в классиков завершим альбомом Антона Батагова «Вечерний гимн», который выпустила тоже «Мелодия». Идея, как часто у Батагова, проста как пять копеек, смела до отчаяния и крайне понятна т.н. широкой публике. Вот она: сыграть на рояле по старинным нотам Перселла, Берда, Булла, Дауленда и анонимных авторов начала XVI века.

Собственно, первой и идет «A Galyard» анонимного автора начала XVI века: несколько суховато и схематично. Но дальше мелодичные, яркие и драйвовые произведение Перселла (Чакона соль-минор), Джона Дауленда (который после кавер-альбома «Songs from the Labyrinth» Стинга уже как бы поп-композитор), Уильяма Берда и других.

Иногда динамика и плавные залигованные ноты рояля несколько путают восприятие музыки, написанной для клавесина. В голове как бы разбиваешь фразу на стаккато и «достраиваешь» «дребезжание» клавесина. Но нестрашно: весна, авитаминоз, мозгам что-то достраивать — только на пользу.

А в целом получается ну очень увлекательно. Так «Suite in G major» Перселла тут звучит вначале как отголосок некого забытого джаза, а ближе к финалу начинает проявляться нечто равелевское. Кстати, «Гробницу Куперена» Равеля Батагов записал еще в 1993 году, и в том исполнении теперь слышится нечто барочное!

iTunes, Яндекс.Музыка


Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", май 2018 г. www.stereo.ru

Эту статью прочитали 3 849 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий