О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
BOW Technologies
Основанная в 1994 году датским дизайнером и разработчиком Бо Кристенсеном (Bo Christensen), компания BOW Technologies известна как производитель ряда небольших по размеру, но весьма непростых по устройству интегрированных компонентов систем домашнего аудио, которые просто потрясли рынок High-end в середине 90-х. Отличительными чертами продукции BOW Technologies стали запоминающийся дизайн, непревзойдённое звучание и высочайшее качество сборки.
Подробнее о бренде BOW TechnologiesОбзоры товаров под маркой BOW Technologies (5)Официальный сайт BOW Technologieswww.bowtechnologies.com
CD-проигрыватель ZZ-Eight, интегральный усилитель ZZ-One Dual Mono Reference. Дело мастера Бо. Журнал "АудиоМагазин"
Производитель, видимо, бережно заботится о сбалансированности и именно музыкальной совместимости выпускаемых устройств.Впервые имя датского инженера и архитектора Бо Кристенсена прозвучало на рынке аудиотехники в 1985 году, когда им была основана компания Primare Systems. Вместе с Бентом Нильсеном он разработал ставшие впоследствии легендарными "928-ю" и "200-ю" серии аппаратуры под этой маркой. Но в 1993 году Бо решил покинуть Primare и год спустя основал новую фирму, BOW Technologies. Творческим кредо компании ста. сочетание оригинального облика, первоклассного звучания и высокого качества аппаратуры, а первыми продуктами — CD-проигрыватель ZZ-Eight и интегральный усилитель ZZ-One. Именно с ними нам сегодня и предстоит познакомиться.
Любопытна этимология поименования моделей у этого производителя. Объяснения аббревиатуре ZZ я так и не смог найти, а вот цифровые индексы удалось понять лишь отчасти. С учетом того, что "единичка" и "восьмерка" были первыми аппаратами в модельном ряду, существует вероятность, что оставшиеся индексы были зарезервированы под будущие модели. Косвенным подтверждением данного предположения может служить тот факт, что в свое время выпускались транспорт ZZ-Two и ЦАП ZZ-Three. Оставшихся свободными позиций как раз хватает для предварительного усилителя, стерео/моно-"концов" и тюнера. Но это не более, чем предположения. Мы же обратимся к фактам.
CD-проигрыватель ZZ-Eight
Первая версия этого неординарного аппарата появилась на свет в 1996 году. 11 лет спустя конструктор Ларс Мольтке существенно доработал свое детище. Сегодня новый поклонник марки может приобрести заметно модифицированный образец, а счастливый обладатель оригинального продукта — заказать его апгрейд. Так что же изменилось и что осталось по-старому?
Ранее в проигрывателе использовался транспортный механизм Philips CDM12 Pro, а в новой версии он заменен на модель CD-Pro2M (VAU1254/ 31LF) от этого же производителя. Штатные пружинные демпферы были удалены, и транспорт жестко крепится к массивной латунной плите. При желании пользователь может демонтировать две задние ножки аппарата (с резиновыми шайбами) и установить вместо них тупоугольный металлический шип, вкручивающийся непосредственно в эту плиту и радикально снижающий вибрации и резонансы.
В цепи цифро-аналогового преобразования первого проигрывателя были установлены цифровой фильтр с HDCD-декодером PMD100 от Pacific Microsomes и две пары ЦАП РСМ1702 от Burr-Brown. В новом варианте от HDCD решено было отказаться, и за преобразование теперь отвечают цифровой фильтр DF1704E и пара ЦАП-ов РСМ1704, все — от Burr-Brown. В связи с этим изменилась и "обвязка" аналоговых выходных каскадов. Наконец, единственное внешнее отличие — это прижим диска новой конфигурации: теперь он стал 3-спицевым (ранее — 6) и покрыт лаком.
Кроме непосредственно привода и схемы управления им, в проигрывателе установлены две независимых платы, каждая со своим блоком питания. На первой, как я понимаю, сосредоточены все управляющие и сервисные функции, вторая отвечает исключительно за звук. Массивные алюминиевые боковины корпуса, по всей видимости, достались проигрывателю "в наследство" от усилительной техники компании в основном по эстетическим соображениям, поскольку ярко выраженной смысловой нагрузки (за исключением разве что увеличения веса аппарата и, соответственно, его стабильности) они не несут.
К проигрывателю прилагается крайне изящный пульт ДУ цилиндрической формы, позволяющий управлять практически всеми его функциями.
Интегральный усилитель ZZ-One Dual Mono Reference
Основной технологический принцип Кристенсена в создании звукоусилительной техники — заимствование ламповой идеологии и ее применение в транзисторной аппаратуре. А чем всегда отличались ламповые схемы? Правильно, простотой и малым количеством активных элементов. Так, например, в описываемом усилителе всего 7 компонентов на пути сигнала. Но начнем мы традиционно с питания.
Корпус аппарата практически полностью аналогичен таковому у проигрывателя — за исключением того, что боковые накладки с целью увеличения площади сделаны вентилируемыми, поскольку они являются радиаторами охлаждения оконечных каскадов. В центре усилителя, под металлическим экраном установлены два тороидальных трансформатора блока питания, мощностью по 250 ВА каждый. Через выпрямители они запитывают банк конденсаторов общей емкостью 40 тысяч мкФ.
Достаточно любопытно решен у этого усилителя вопрос регулировки громкости. В большинстве аппаратов данный регулятор установлен непосредственно на пути сигнала, что требует применения потенциометра по возможности более высокого качества. В нашем же случае используется традиционный пассивный переменный резистор производства японской компании Alps, заземленный на корпус. В таком режиме усилитель обеспечивает примерно до трети от своей номинальной мощности. При необходимости же использования всех его возможностей достаточно нажать клавишу Expand на передней панели.
В оконечном каскаде каждого канала установлено по комплементарной паре полевых транзисторов Hitachi серии Renesas, 2SK1058 и 2SJ162 (160 В/ 7 А/ 100 Вт). Для подключения АС установлены две пары клемм WBT-0765.
В схеме усилителя не используется ООС и прочие решения, даже теоретически способные пагубно повлиять на качество звучания. Так, например, отсутствует защита от короткого замыкания. Но все это не должно отпугнуть настоящего любителя музыки.
Естественно, что оба аппарата разработаны и собраны в Дании.
Прослушивание
Немного о некоторых особенностях эргономического характера и первых впечатлениях, возникших при оценке внешности и пробном включении. Оба аппарата имеют весьма презентабельный вид, а индивидуальность каждого органично вливается во вдумчиво подобранный "ансамбль", когда они оказываются рядом. В дизайне недвусмысленно проглядываются черты аудиотехники 80-90-х годов прошлого столетия — времени пышного расцвета индустрии high end и появления на свет ее самых ярких образцов, задавших тон данной отрасли на много лет вперед. Производитель предлагает современные устройства, но как будто отсылает нас с помощью их внешности к тому времени, намекая на приверженность традициям, сложившимся тогда и актуальным поныне.
Цилиндрический пульт ДУ, нарядно усеянный кнопками и входящий в комплектацию проигрывателя, не позволяет управлять усилителем, который не оснащен моторизованным приводом для потенциометра, регулирующего громкость. Впрочем, это вполне объяснимо общей линией крайнего минимализма, проявляющегося и в количественном насыщении радиокомпонентами, и в конструкции аппаратов в целом — что, в свою очередь, свидетельствует о продуманности принятых инженерами решений в угоду качеству звучания. Оказалось, что кнопка Expand на лицевой панели усилителя должна быть по возможности включена. По крайней мере, очевидных преимуществ ее выключения не обнаружилось. Кроме того, что громкости (даже на максимуме) в большинстве случаев бывало недостаточно и подобный вариант представлялся приемлемым лишь с акустическими системами, обладающими высокой чувствительностью; воспроизведение музыки получалось мелким с точки зрения прорисовки пространства — и скованным с точки зрения динамики (хотя и демонстрировало очень привлекательные, близкие к натуральным тембры, в основном с теплыми красками).
Включение Expand увеличивает глубину сцены и делает звучание инструментов отчетливее, а весь оркестр масштабнее. Звуковая картина получается более прохладной в тембрах и все же более адекватной — за счет появления в общей атмосфере живости и энергичности. Слушатель оказывается заметно ближе к сцене, на которой теперь более явно обнаруживаются внушительные контрабасы и в меру резкие тромбоны. Степень натуральности их звучания зависит от точности подбора подходящего уровня громкости; то же самое можно заметить о скрипках, альтах и виолончелях, которые могут поступиться основными тонами в пользу более явного отображения движения смычков.
Большой барабан проступает четко, не вызывая последующего за ударами гула, но эти удары по субъективным ощущениям могли бы наряду с быстротой и сухой четкостью быть более низкими. Насчет громкости: после достижения определенного уровня может возникнуть чувство перегруженности восприятия и снижение комфортности пребывания в комнате прослушивания — но тот уровень, который можно признать вполне приемлемым, а не запредельным, подобного чувства не вызывает. Как показалось, речь идет лишь о границе опять же субъективно воспринимаемой неискаженной мощности усилителя.
Спокойные джазовые композиции, в основу которых положены классические произведения, исполняемые на рояле, показали отменную слитность и гармонию в разных регистрах. За счет равномерной интенсивности звучания нот различной высоты инструмент воспринимается как неделимое целое. Замечания можно отнести лишь к своеобразной окраске (вызванной проступающей время от времени звонкостью и легковесностью отдельно рассматриваемых нот), не позволяющей идентифицировать рояль с полной уверенностью.
Рок-музыка продемонстрировала способность к мощному звучанию, немного смазанному в области среднего и верхнего баса. Голоса и инструменты, исполняющие сольные партии, выдвигаются вперед, оставляя позади плотно заполненную в ширину — от края до края — музыкальную сцену. Ощущение плотности вызывают звуковые фантомы, не имеющие четких контуров, описывающих их размеры.
Проведенные эксперименты по раздельному использованию проигрывателя и усилителя далеко не всегда приносили положительный эффект. Даже в случае работы с более дорогостоящей техникой способности и проигрывателя, и усилителя оказывались, как правило, менее выраженными. Один из наилучших результатов, которых удалось достичь, получался, когда эта пара оказывалась в совместном включении. Производитель, видимо, бережно заботится о сбалансированности и именно музыкальной совместимости выпускаемых устройств.
CD-проигрыватель ZZ-Eight (470 000 руб.) | |
Технические параметры (по данным производителя) | |
Частотный диапазон (±3 дБ) | 5 Гц - 20 кГц |
Отношение сигнал/шум | <110 дБ |
Суммарные гармонические искажения: 1 кГц 10 Гц - 20 кГц | 0,002% 0,007% |
Динамический диапазон | ≤96 дБ |
Линейность фазы | ≤0,3° |
Разделение каналов | ≤98 дБ |
Потребляемая мощность | 40 Вт |
Габариты | 430 х 96 х 340 мм |
Масса, брутто/нетто | 18/16 кг |
Интегральный усилитель ZZ-One Dual Mono Reference (393 200 руб.) | |
Технические параметры (по данным производителя) | |
Выходная мощность | 75 Вт на канал |
Частотный диапазон (-3 дБ) | 3 Гц - 50 кГц |
Импенданс, вход/выход | 3400/0,5 Ом |
Отношение сигнал/шум (кривая А) | 110 дБ |
Суммарные гармонические искажения, ном./макс | 0,5/1,4% |
Скорость нарастания выходного сигнала | 10 В/мкс |
Разбаланс каналов | >0,5 дБ |
Потребляемая мощность (без сигнала) | 50 Вт |
Габариты | 430 х 390 х 80 мм |
Масса, брутто/нетто | 18/16 кг |
Подготовлено по материалам журнала "АудиоМагазин", №6 2008 www.audiomagazine.ru