О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2559Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Будущее музыки за объемным звуком — обсуждаем мнения
Музыкальное сообщество давно экспериментирует с пространственным звучанием. Рассказываем, как обстоят дела в этой нише, и кто что думает на этот счет.
Происхождение феномена
Пространственное аудио позволяет сформировать ощущение действительно объемной сцены, звучания со всех направлений или, наоборот, из какого-то одного конкретного. История концепции берет начало еще в середине XVI века. Тогда фламандский композитор Адриан Вилларт популяризовал новый стиль хорового пения с расстановкой исполнителей по сторонам церковного зала и их попеременным «включением». В итоге музыка «обволакивала» прихожан со всех сторон.
В середине XX века достаточно необычные эксперименты с объемным звуком продолжил пионер в области конкретной музыки Пьер Шеффер. Для этого он и его коллеги собрали установку из двадцати динамиков по периметру комнаты, а также разработали усилители для многоканальной системы воспроизведения.
Стоит заметить, что в прошлом веке многие музыканты, инженеры и другие деятели работали с пространственным звуком и в контексте художественных инсталляций. Например, в 1958 году французский архитектор Янис Ксенакис организовал концептуальный музыкальный перформанс в павильоне Филипс. Он расставил по выставочному залу 20 усилителей и 350 динамиков, через которые играла «Poème électronique» композитора Эдгара Вареза. По задумке автора оформление интерьера напоминало внутренности коровьего желудка — он хотел, чтобы посетители растворились и «переварились» вместе с музыкой. Но чтобы послушать «объемные» треки сегодня, совершенно необязательно посещать эксцентричные ярмарки.
Кто практикует
С пространственным звучанием экспериментируют и отдельные муз. коллективы. Еще в 2017-м американская рок-группа R.E.M. выпустила ре-релиз альбома 1992 года «Automatic For The People» в многомерном акустическом формате. Позже аналогичные работы вышли у Оливии Родриго, Арианы Гранде и Тейлор Свифт.
В сети также развивается направление 8D-музыки — диджей микширует трек и создает эффект «перемещения» источника аудиозаписи по комнате. Цифра восемь в названии обозначает, что звук окружает слушателя с восьми сторон. На YouTube есть множество каналов с подобными работами и миллионами прослушиваний.
Что интересно, к тренду также подключаются разработчики аппаратного обеспечения, смартфонов и наушников. Одна из последних новостей, наделавших шуму в технологических медиа — партнерство Apple и Dolby, которые добавили возможность воспроизведения пространственного звука в AirPods. Хотя здесь стоит заметить, что производители аудиоаппаратуры и раньше выпускали устройства с объемным звуком. Одна из распространенных технологий называется THX Spatial Audio, которую лицензировали разные hardware-компании.
Мнения
Среди меломанов и продюсеров можно встретить мнение, что объемное звучание — это будущее поп-музыки, и все больше исполнителей будет выпускать такие треки. Однако пока их библиотека остается небольшой.
Ряд экспертов призывает относиться к новому веянию с долей скептицизма. Профессиональные звукорежиссеры отмечают, что эффект «объема» отвлекает от мелодии, а у слушателей он может вызывать головокружение и даже тошноту.
Поэтому в перспективе исполнители могут вернуться к более традиционным формам акустического выражения, а технология объемного звучания останется прерогативой компьютерных игр и кино. Кроме того, прослушивание аудио с пространственным эффектом может быть достаточно дорогим удовольствием — зачастую нужны или хорошие наушники, или HiFi-техника, способная отразить все нюансы, заложенные композитором. Поэтому еще предстоит увидеть, в каком направлении будет развиваться объемный звук в популярной музыке.