О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Британские регуляторы берут на карандаш ситуацию с низкими выплатами со стороны стриминговых платформ
Рассказываем, что собирается осуществить регулятор, чем отвечают стриминговые сервисы и как на все это реагируют исполнители. Подробности — под катом.
Фотография: Dewet Willemse. Источник: Unsplash.com
Нерешенный вопрос
Размер роялти стриминговых сервисов — это горячий вопрос в музыкальной индустрии. Суммы сами по себе невелики, при этом существенную долю выручки забирают лейблы и дистрибуторы. До авторов зачастую доходит менее цента за прослушивание трека. Недавно британская виолончелистка Тасмин Литтл рассказала, что за полгода она получила от сервиса потоковой передачи музыки всего семнадцать долларов. Что интересно, с проблемой сталкиваются не только инди-исполнители, но и именитые представители музыкальной сцены — их доходы со стриминга редко превышают 150–300 долларов в год. Что удивительно, пандемия усугубила обстановку. Число стримов хитов сократилось на 11%.
Однако попытки исправить ситуацию все-таки предпринимают. Еще в 2018 году в США вступил в силу закон Music Modernization Act. В его рамках был сформирован госорган, который договаривается со стриминговыми платформами о размерах выплат. Первые результаты есть — роялти получают авторы произведений, записанных до 1972 года [раньше платформы могли не делать такие выплаты].
В этом году к решению проблемы присоединился британский регулятор — с подачи именитых музыкантов политики прорабатывают законопроект, который должен уровнять доходы исполнителей и лейблов. Обсудим его подробнее.
Британская инициатива
В начале года Пол Маккартни, Крис Мартин и Кейт Буш написали открытое письмо британскому правительству. Позже к нему присоединились The Rolling Stones и Том Джонс. Исполнители попросили премьер-министра обратить внимание на плачевную ситуацию с выплатами стриминговых сервисов. К письму также присоединился глава организации Musicians' Union, которая представляет права 30 тысяч британских исполнителей. Он отметил, что английское законодательство не поспевает за технологическим развитием музыкальной сферы — в стране действует закон об авторских правах (Copyright Act) от 1988 года — и его нужно модернизировать.
Авторы письма предложили ограничить размер комиссий сервисов и уравнять роялти с суммами, которые выплачивают радиостанции [от 10 до 100 долларов за минуту воспроизведения трека в эфире]. |
Фотография: Jacob Hodgson. Источник: Unsplash.com
Вступить в силу могут и другие изменения. Летом парламентская комиссия изучила ситуацию с распределением доходов между лейблами, стриминговыми платформами и музыкантами. Специалисты составили список рекомендаций для законодателей и предложили распределить доходы между исполнителями и лейблами поровну.
Без внимания не оставили и лейблы — им рекомендовали последовать примеру Sony Music, списавшей долги тысячам музыкантов, подписавших контракт до 2000 года. Теперь они смогут начать зарабатывать деньги со стримов. Инициативу поддержали в союзе Ivors Academy, отстаивающем права исполнителей в Европе.
Что делают стриминговые площадки
Пока они не согласны с тем, что вина в низких выплатах лежит исключительно на них. Не последнюю роль играют лейблы, которые забирают большой процент себе. Более того, зачастую в контрактах с исполнителями вообще не прописаны аспекты, связанные со стримингом. Но в то же время площадки предпринимают попытки найти компромиссы и пересматривают свою экономическую политику.
В марте SoundCloud начал выплачивать инди-исполнителям долю от подписок, которые оформляют слушатели. В свою очередь, шведский сервис запустил сайт Loud & Clear, где собрал всю информацию о формировании роялти, а в Apple Music увеличили минимальную выплату за прослушивание до одного цента.
Музыканты берут ситуацию в свои руки
Пока регуляторы изучают вопрос, а стриминговые сервисы прорабатывают разного рода компромиссы, музыканты ищут дополнительные способы заработка и привлекают внимание к проблеме. Британский коллектив While She Sleeps запустил в продажу одежду с надписью: «Одна футболка = 6500 прослушиваний на Spotify». В то же время некоторые авторы экспериментируют с методами монетизации — например, прибегают к модели pay-what-you-want, подразумевающей продажу альбома или трека без посредников по выбранной самим слушателем цене. Хотя прошлый опыт Radiohead показывает, что это не самый эффективный подход.
Фотография: Markus Spiske. Источник: Unsplash.com
Такие инициативы помогают музыкантам заработать чуть больше денег, но не решают проблему. Возможно, правительство Великобритании поспособствует кардинальным изменениям в индустрии, а их решение станет ориентиром для других стран.