О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2577Музыкальные и кинообзоры623Глоссарий
Братья по крови. Milt Jackson & Ray Charles – Soul Brothers. Обзор
Милт Джексон и Рэй Чарльз, на первый взгляд, имеют мало общего. Первый ассоциируется главным образом с интеллектуальной музыкой, которую он вместе с Джоном Льюисом и еще двумя джазменами творил в одной из самых известных джазовых «лабораторий», Modern Jazz Quartett. Второй же главное в своей жизни сделал, как принято считать, в области популярной музыки. Элвис Пресли исполнял его I Got a Woman, а Everly Brothers – This Little Girl of Mine… Многие оценивали вклад Рэя Чарльза в поп-музыку как величайший. Но ведь он был еще и пианистом, играл на саксофоне…
Так или иначе, Джексон и Чарльз встретились для записи альбома Soul Brothers. С ними работали еще четверо превосходных джазменов: тенор-саксофонист Билл Митчелл, контрабасист Оскар Петтифорд, ударник Конни Кэй и гитарист Скитер Бест. Пластинка вышла в 1958-м на Atlantic Records, недавно запись была переиздана этим же лейблом.
Конни Кэй играл с Милтом Джексоном в Modern Jazz Quartet (в ансамбле он заменил Кенни Кларка). Значительны достижения в области современного джаза Оскара Петтифорда и выходца из Детройта Билла Митчела. В аннотации к пластинке Билл Рэндл предлагает воспринимать альбом как звуковой мемориал Чарли Паркеру и как свидетельство огромного воздействия «Бёрда» на современный джаз. «Почти каждое соло, каждая аранжировка и каждая мелодия напоминают нам о Паркере, о его величии и влиянии». Слова, написанные в 1958-м, представляются верными и спустя десятилетия.
Музыканты записали пять композиций (2 + 3); две – на темы Джексона (Soul Brothers и Bags’ Guitar Blues), еще две – Чарльза (Cosmic Day и Blue Funk), и одна на традиционную мелодию (How Long Blues).
Титульная композиция The Soul Brothers представляет собой неторопливый блюз, где Джексон играет на рояле, а Чарльз – на альт-саксофоне. В следующей за ней How Long Blues звучат вибрафон Джексона и рояль Чарльза. И далее эти инструменты устанавливаются как основные у них. Джексон берет в руки также гитару, на которой учился играть с семи лет.
Музыканты встречаются, чтобы творить музыку, продюсеры делают бизнес, ну а остальные – если синергия сработала – наслаждаются результатами их совместных трудов. Звезды сошлись на земле и на небе, в этот раз все сработало.
Музыка эта лишена претенциозности, малосодержательных внешних эффектов, преувеличений и клише. Она наполнена внутренними связями, живет в атмосфере непринужденно-изысканного творчества и естественного взаимопонимания между участниками ансамбля. Это первоклассный джаз, свободный, как дыхание, как взгляд, как мысль.
Среди достоинств диска отметим также отличное звучание: естественное, просторное (несмотря на моно) и пластичное.
Альбом Soul Brothers, несомненно, обогатит коллекции меломанов.