О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Cambridge Audio
Компания Cambridge Audio всегда была на переднем фланге британской Hi-Fi аппаратуры. С момента своего основания в 1968 году Cambridge Audio производит товары, устанавливающие новые стандарты в развитии и изготовлении высококачественных изделий для воспроизведения звука и домашнего кино. Основу философии Cambridge Audio составляет использование высококачественных компонентов для своих изделий. Это обозначает, что каждый товар от Cambridge Audio продемонстрирует высочайшее качество воспроизведения. Но всё же основная причина успеха Cambridge Audio - это люди, работающие в компании. Каждый член нашей команды (а это около 80 человек в наших Лондонских офисах, в том числе более 20 инженеров-разработчиков и исследователей) увлечён Hi-Fi системами и домашними кинотеатрами
Подробнее о бренде Cambridge AudioОбзоры товаров под маркой Cambridge Audio (207)Официальный сайт Cambridge Audiowww.cambridgeaudio.com
Больше дела — меньше слов, обзор. Журнал "Pro High End"
Десять лет назад, в рамках недавно появившейся тогда серии Azur, английская компания Cambridge Audio впервые анонсировала стереоаппараты под индексом 700. На прошедшей в январе выставке в Лас-Вегасе этот производитель избавился от приставки Audio в своем названии, обновил логотип, а заодно представил новую серию аппаратуры под индексом CXДесять лет назад, в рамках недавно появившейся тогда серии Azur, английская компания Cambridge Audio впервые анонсировала стереоаппараты под индексом 700. На прошедшей в январе выставке в Лас-Вегасе этот производитель избавился от приставки Audio в своем названии, обновил логотип, а заодно представил новую серию аппаратуры под индексом CX. В настоящий момент в нее входит CD-транспорт, сетевой проигрыватель, два полных стереоусилителя и два многоканальных AV-ресивера. Стоимость новинок чуть выше таковой у классических компонентов «шестисотой» серии и существенно ниже флагманской «восьмисотой», так что условно их можно считать пресловутыми «семисотыми». Мы решили протестировать стереокомплект: CD-транспорт CXC, сетевой проигрыватель CXN и полный усилитель CXA80.
Блок питания транспорта построен на базе тороидального трансформатора, а в качестве привода используется модель S3, аналогичная той, что устанавливается во флагманскую «восьмисотую» серию. Выходы, естественно, только цифровые, на то он и транспорт, но с учетом невысокой стоимости и коммутационно-функциональных особенностей остальных компонентов серии это решение выглядит на редкость логичным.
Проигрыватель, в отличие от транспорта, оснащен импульсным БП, а вот сигнальная «начинка» у него значительно шире. За сетевые подключения отвечает контроллер LAN9512-JZX, USB обслуживается контроллером XMOS, а для цифровых входов используется CS8416. Помимо воспроизведения файлового контента с разрешением вплоть до 24/192 с локальных накопителей и по сети, аппарат имеет Интернет-радио, Spotify, AirPlay и Bluetooth aptX. Вынесение беспроводной коммутации из базового функционала в список дополнительных опций (за счет пары проприетарных «свистков») поначалу выглядит несколько замысловато, но потом понимаешь, что пресловутые «свистки» сертифицировать значительно легче, нежели полноценный аппарат, отсюда проистекает экономия времени и денег для конечного потребителя.
Благодаря технологии Anagram Technologies ATF2 (Adaptive Time Filtering) исходный цифровой поток пересчитывается до сигнала с разрешением 24 бит/384 кГц, а уже затем преобразуется в аналоговую форму посредством пары конвертеров WM8740. Проигрыватель оснащен полноцветным дисплеем диагональю 110 мм и пультом ДУ: в принципе, этого уже достаточно для полноценного управления, но при желании можно установить приложение для мобильных устройств на iOS или Android.
В блоке питания усилителя установлены тороидальный трансформатор и банк фильтрующих конденсаторов суммарной емкостью около 30 тысяч мкФ. Традиционные цифровые входы обслуживаются приемником CS8416, за USB отвечает контроллер XMOS, а цифро-аналоговое преобразование возложено на конвертер WM8740. Кроме этого, имеется возможность Bluetooth-коммутации. Регулировка уровня сигнала осуществляется моторизованным потенциометром Alps, а в оконечных каскадах каждого канала установлена пара полевых транзисторов Sanken, STD03P и STD03N (160 В/15 А/160 Вт) — нетипичный выбор усилительных элементов для этого производителя, ранее они попадались мне в гораздо более дорогой продукции — в частности, в усилителях Jeff Rowland.
Прослушивание
Продукция компании Cambridge Audio впервые попала в мои руки почти 20 лет назад. На официальном сайте компании тому временному отрезку соответствует исключительно цифро-аналоговый преобразователь Dacmagic, но я прекрасно помню оба CD-проигрывателя: и «четверку» с цифровым BNC-разъемом, и верхнюю «шестерку», оснащенную немыслимым по тем временам балансным выходом. В любом случае, в то время, когда между понятиями Hi-Fi и Made in Japan было принято ставить знак равенства, а на передних панелях аппаратов с трудом хватало места для органов управления, английский минимализм выглядел, как минимум, экстравагантно. И будил интерес, а прослушивание делило людей на две категории. Большая часть изрекала что- то вроде «Не может этого быть, это же не... (в этом месте подставляется практически любой японский бренд тех лет, в том числе и те, о которых давно ни слуху ни духу), и вообще, у проигрывателя нет регулировки громкости и программы треков, как я буду с этим жить?».
Другая — малочисленная — часть посетителей уходила в глубокой задумчивости, и некоторые из них потом возвращались и после долгих расспросов просили завернуть товар. Именно тогда я задумался о том, что часто люди покупают не звук — они покупают средство, которое должно им помочь поверить в то, что именно оно отвечает их чаяниям, взращенным на чужом мнении, почерпнутым из чужих комментариев. С тех пор во мне поселились стойкая антипатия к фразам типа «я тут прочитал на форуме» и огромное уважение к ныне покойному Полу Массону, который на пальцах и на графиках показывал, как должна строиться стратегия компании и как она должна реагировать на постоянно изменяющиеся мировые тенденции. Всё, что я наблюдаю с тех пор, безукоризненно укладывается в концепцию «мониторинг/анализ/выработка собственной стратегии/реализация на аппаратном уровне/ комплекс мероприятий, разъясняющих широкой общественности преимущество нового товара». Профит. Как для компании, так и для потребителя. Без этого все остальное — monkey business.
Зачем же столь почтенная компания ввязалась в историю с ребрендингом? Возможно, именно потому, что за столь почтенный период она стала восприниматься как некое близкое, теплое, уютно-домашнее. Как подруга детства: с ней можно поделиться личными секретами, но вряд ли возникнет мысль пригласить на свидание. И в этой кухонной уютности, в этой сокращенной дистанции есть что-то, не то чтобы унизительное. А, скорее, недооценённое. Конструкторский и инженерный состав выкладываются по полной, и они вправе рассчитывать не на приятельское похлопывание по плечу, а на самое настоящее признание их заслуг. А в чем выражается признание? Правильно — в звоне монет и шелесте купюр. Работа должна быть оплачена. И точка. Дружить с теми, кто работает для вас, — худшее из известных мне проявлений простоты, где-то между воровством и грабежом. Вор тащит исподтишка и боится узнавания. А тут ты хлопаешь человека по плечу, говоришь «спасибо», улыбаешься ему в лицо и всем своим невербальным посылом даешь ему понять, что ты благодарен, — но: «Мы же друзья? — Вот тебе моё большое спасибо!»
В усилителе заявлено 80 Вт на 8 Ом, что не кажется избыточным для вполне полновесного форм-фактора. И даже 120 Вт для 4 Ом в классе АВ выглядят, по крайней мере, не впечатляюще. Другой вопрос, что класс АВ допускает, как бы помягче выразиться, достаточно широкие вариации относительно того, принадлежит он к расточительному классу А или плавно смещается в глубокий класс В, к тому же данный класс не подлежит ни контролю, ни экспертизе, ни наложению штрафных санкций. И, следовательно, самый честный из производителей, который все сделает по уму и по совести, рискует оказаться не в самом выгодном положении. Чаще всего — попросту в дураках.
Но здесь начинает работать один достаточно важный фактор — известность. И потому за CXA80 я переживаю менее всего. Усилитель со встроенным ЦАПом, обладающий фамильным звуком Cambridge Audio, не может не прийтись ко двору. Вдобавок ко всему, он «упакован» по полной программе. Для неофитов — самый полный из возможного функционал, для знатоков и почитателей — настоящий фирменный звук от Cambridge. И позволю себе заметить, что система, состоящая из транспорта, сетевого плеера и усилителя, — не самый распространенный способ комплектации, хоть и кажется более чем логичным в мире цифровых технологий усекать излишние опции источника, особенно с учетом того, что сетевой плеер медленно, но неумолимо вытесняет физические носители.
У будущего обладателя системы появляется возможность использовать ЦАП усилителя либо преобразователь медиаплеера. Отслушав тестовый материал, я однозначно сделал выбор в пользу второго варианта. К ЦАПу усилителя нет никаких претензий, но ровно до тех пор, пока не подключишь транспорт к сетевому плееру. Что называется, почувствуйте разницу.
Попутно замечу, что CXN проигрывает такое количество форматов, что альтернативы ему очень долго поискать, плеер читает контент с диска в файловой системе NTFS, чего ближайшие конкуренты делать не умеют — и не факт, что когда-нибудь научатся, а это, как минимум, означает, что вам придется иметь два отдельных накопителя для аудио и для видео, поскольку отбирать фильмы по принципу «менее 4 ГБ», чтобы они могли быть записаны файловой системой FAT32, — занятие бесперспективное и лишенное всякого смысла. Используется ли в качестве источника CD-транспорт или сетевой плеер — система воссоздаёт убедительные звуковые образы, наделяя их адекватными тембральными характеристиками.
Что касается мощностных параметров, усилитель без видимых усилий «прокачал» все акустические системы, которые были в нашем распоряжении, в том числе и напольные, с весьма серьёзным набором динамиков. Громкость в этом случае можно регулировать либо на сетевом плеере, либо на усилителе. У меня есть свои соображения, как это делается в первом и во втором случае, но оставлю их при себе, замечу только, что на слух управление громкостью через усилитель предпочтительней. И это не из области «кажущегося», а из разряда устойчивых ощущений. Образы обретают телесность, сцена раздвигается, и просыпается ощущение, что именно так все сделано правильно. Словно внутренний голос говорит фрекен Бок, отправляющейся на передачу о привидениях, что она выбрала правильные стельки. Одним словом, ты понимаешь, что ты прав, — и точка. Чувствуешь это кожей и внутренними органами, и сама мысль о предъявлении доказательств кажется оскорбительной. В конце концов, каждый может повторить мой опыт и убедиться самолично.
Некий сумбур в отчете о прослушивании данной системы связан с тем, что, как ни странно, это, пожалуй, единственная система из представленных на рынке, которая самой структурой расставляет приоритеты по части источников. У подавляющего большинства конкурентов сетевые плееры — опции, здесь же он не просто встроен в структуру, но и выполняет функции ЦАПа. Казалось бы, это нынче весьма логично, но многие ли способны собирать пирамидку наоборот вследствие изменившихся тенденций?
Вывод
На мой взгляд, протестированный комплект Cambridge представляет собой самую интересную систему из появлявшихся на свет за последние несколько лет. Это не просто результат ребрендинга. Это взгляд в будущее. И помяните мои слова: когда масса изделий нынешних мейджоров будет украшать полки музеев и комиссионок, полки магазинов будут заняты продуктами Cambridge, потому как держать руку на пульсе — значит владеть миром. Но это, скорее, головная боль дирекции компании, а что до рядового покупателя — то у него появился шанс приобрести что-то действительно стоящее, и на его месте я бы этот шанс не упускал.
Контрольная система
Акустические системы KEF Reference 5;
сетевые кабели QED Qonduit P-MC;
цифровой кабель QED Qunex Signature;
цифровой кабель QED Reference Optical QUARTZ;
цифровой кабель QED Performance USB A-B Graphite;
межблочные кабели inakustik Referenz Selection NF-1603;
кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603
Подготовлено по материалам журнала "Pro High End", №10, 2015 г. http://prohighend.ru