Blue World: Колтрейн достаёт кота из мешка. Обзор

До недавнего времени композиции, записанные квартетом Джона Колтрейна для вышедшего в 1964-м арт-хаус-фильма канадского режиссера Жиля Гру (Gilles Groulx) «Le chat sans le sac» («Кот в мешке»), не были известны даже историкам джаза и исследователям творчества Колтрейна. Альбом, представленный осенью текущего года Universal Music Group и лейблами Verve и Impulse!, содержит то, что музыканты сыграли более полувека назад (24 июня 1964 года, приблизительно за три года до ухода Колтрейна) в Van Gelder Studios в Нью-Джерси; здесь осуществлялось также микширование и мастеринг фонограмм. Гру был почитателем творчества джазмена, и Колтрейн сразу же откликнулся на просьбу принять участие в создании фильма. В качестве саундтреков в картине использована лишь малая часть записанной музыки, а полностью она представлена впервые на диске Blue World. Мелодии, послужившие темами для импровизаций, принадлежат Колтрейну.

Существовавший в 1961-65 годах классический квартет Джона Колтрейна— один из выдающихся малых составов в истории джаза — наряду с лидером включал пианиста Маккоя Тайнера, басиста Джимми Гэррисона и ударника Элвина Джонса. Кроме завораживающего и магического звука тенор-саксофона Колтрейна на пластинке можно услышать превосходные соло Тайнера и Гэррисона (последнее, довольно протяженное — в «Traneing»). Поразительны музыкальная содержательность и спаянность ансамбля, участники которого не экспонируют отдельные изобретательные и эффектные соло, а претворяют единую творческую задачу, что ничуть не затеняет собственных их индивидуальностей. Открывается и завершается диск знаменитой «Naima». Проникнутую атмосферой томления балладу Колтрейн назвал именем первой своей жены, с которой у Джона, как известно, существовала глубокая духовная связь. Впервые представленная на знаменитом альбоме «Giant Steps» пятью годами раньше, «Naima» звучит без купюр в самом начале фильма, после титров; музыка выходит на первый план, когда встретившиеся в Монреале влюбленные Барбара и Клод размыкают объятья. Студийные дубли отличаются друг от друга по длительности звучания (первый длиннее на 28 секунд). В фильме звучат также написанные Колтрейном специально для этого случая «Village Blues» (три версии на диске) и «Out of this World» (титульная «Blue World»). Наличие разных вариантов композиций в альбоме представляется ценным, ведь это как бы приоткрывает дверь в творческую лабораторию корифеев джаза.

Звучание диска — весьма высокого качества, благодаря чему слушатели смогут ощутить искусство Джона Колтрейна и его квартета во всей их полноте. Среди достоинств — естественность музыкальной атмосферы, изысканность мелодической графики, живость тембров и динамического рисунка, воздушная сцена. При подготовке фонограмм для альбома Blue World использовались оригинальные аналоговые моно-фонограммы на четвертьдюймовых лентах. Издатель замечает, что иногда могут прослушиваться незначительные колебания качества звучания, связанные с неоднородностью магнитного слоя ленты. Обнаружить последние, впрочем, весьма непросто, да и сами эти моменты — своеобразные приметы подлинности и исторической ценности явления. Blue World — коллекционное издание, представляющее искусство одной из величайших, самых загадочных и противоречивых фигур джазовой сцены середины прошлого столетия, несомненно, будет высоко оценен любителями джаза и аналогового звучания.

Эту статью прочитали 3 785 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий