О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Blue Cheer: парни, которые хотели играть очень громко
До Blue Cheer в рок-н-ролле не было ничего подобного. Они собрали свой саунд в звуковой кулак и врезали им по ошеломленным хиппи. Они играли так громко, что многие в страхе убегали с их концертов. Blue Cheer раз и навсегда доказали, что когда дело касается рока, излишества не бывают лишними.
Группа, основанная певцом, басистом и мечтателем Дики Петерсоном в Сан-Франциско в 1966-м, поначалу представляла собой блюз-бэнд из шести человек с огромным энтузиазмом и смутным пониманием того, чего они хотят. Увидев вживую в Монтерее Джими Хендрикса, Петерсон, барабанщик Пол Уэйли и гитарист Ли Стивенс проредили состав и стали работать над звуком. В итоге в конце 60-х они звучали как конец света.
«Мы поехали на поп-фестиваль в Монтерее», — рассказывал Уэйли, — «увидели там Хендрикса и решили, что хотим быть трио. Через шесть месяцев мы подписали контракт с Mercury Records». В 1968 году вышел первый альбом Blue Cheer — Vincebus Eruptum, содержавший совершенно лютую кавер-версию Summertime Blues Эдди Кокрэна.
«Люди думали, что мы просто шумим, и чем громче, тем нам больше нравится», — рассказывал Дикки Петерсон. «Они считали, что мы делаем это нарочно, а я просто хотел, чтобы наша музыка была физически ощутима. В итоге у нас были большие проблемы с другими музыкантами. Помню, как Майк Блумфилд подошел ко мне и сказал: «Ты не должен этого делать». Я сказал: «Майк, ты тоже можешь это сделать — стоит повернуть вот эту ручку на гитаре». С тех пор он меня ненавидел. Он был великим музыкантом, а я был 18-летним умником-засранцем… Мы были высокомерными, но такие наезды только злили нас, и мы врубали еще громче».
Да, Blue Cheer были тяжелее и громче, и курили куда больше, чем все остальные, но у них была песня в чартах, и они появлялись в радио-шоу и телепрограммах в прайм-тайм. Это не всегда проходило идеально.
«Мы выступали на American Bandstand», — вспоминал Дики, — «и ведущему Дику Кларку мы совсем не нравились. Мы сидели, курили в гримерке, и тут вошел Дик со словами: «Такие, как ты, портят рок-н-роллу репутацию». А на шоу Стива Аллена Стив Аллен представил нас так: «Дамы и господа, приветствую вас! А теперь бегите прочь, если ваша жизнь вам дорога!».
…1968-й был в самом разгаре, когда Blue Cheer вернулись в студию для записи своего второго альбома. В группе уже наблюдались признаки усталости. Гитарист Ли Стивенс ушел, боясь оглохнуть. Его заменил Рэнди Холден. Первый альбом был записан за три дня практически вживую. В качестве продолжения лейбл потребовал реальную студийную работу. Это оказалось непросто.
«Для нас все это было в новинку. Мы не могли врубать звук на полную в студии, и тогда для нас арендовали пирс в Нью-Йоркской гавани; мы отправились туда с передвижной установкой и записали все основные треки. А потом вернулись на Record Factory и докрутили их».
Альбом под названием Outsideinside стал, пожалуй, единственным за всю историю рок-н-ролла, записанный в порту. Несмотря на то, что он был почти таким же громким, как его предшественник, на нем не удалось сделать такой же удачный бизнес. Тем временем атмосфера в Сан-Франциско, да и внутри группы, радикально менялась. Да что там, она практически распалась. Дикки и разношерстная компания друзей, прихлебателей и студийных музыкантов в конечном итоге записали и выпустили еще четыре альбома Blue Cheer с 1969 по 1971 год. И хотя в каждом альбоме есть одна-две настоящие жемчужины, эти альбомы явно не являются работой тех молодых дикарей, которые играли так громко, что их приходилось записывать на улице.
Дальнейшая история группы — это череда ссор, расставаний, воссоединений, переездов в Европу и обратно, случайных записей, восхитительных и ненужных концертов… В какой-то момент очередная инкарнация Blue Cheer даже записала альбом со знаменитым гранж-продюсером Джеком Эндино — но и он провалился.
И только в 2007-м Blue Cheer выпустили совершенно потрясающий альбом What Doesn’t Kill You, лучший со времен Outsideinside. Увы, он не произвел того фурора, на который надеялась группа, но дал ей возможность активно концертировать. «Когда мы играли вживую, люди сходили с ума. Мы гастролировали со многими тяжелыми молодыми группами и стоим рядом с ними, если не превосходим их. Blue Cheer — действительно тяжелая группа», — говорил тогда вновь вернувшийся Пол Уэйли.
…Дики Петерсон умер от рака в 2009-м. Ему было 63. Собравшись, участники Blue Cheer приняли решение никогда больше не возрождать группу.
Сегодня их считают то ли предтечами, то ли пионерами хэви-метала, а их версию Summertime Blues первым хэви-метал-треком в истории. Ими восхищался Джим Моррисон, а спустя десятилетия их сделали своим знаменем панки, потом гранжеры, а уж музыканты, играющие дум-метал и стоунер-рок просто фактически присвоили Петерсона и компанию.
Но на самом деле они очень хорошо играли психоделический блюз-рок. Просто они хотели играть его — и играли — очень громко.
Рок-музыка на виниле в нашем каталоге
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", январь 2024 г. www.salonav.com