О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Без рекламы, сбора метаданных, рекомендаций и алгоритмов: учимся искать музыку по старинке
Стоит признать, что стриминг существенным образом повлиял не только на заработок музыкантов, но и на то, как мы находим и слушаем их творчество. Но промежуточные итоги устраивают далеко не всех, поэтому здесь мы и обсуждаем возможные альтернативы.
Скучная выгода или трата времени на эмоции
Технически с помощью стриминговых сервисов мы потребляем гораздо больше контента, чем раньше, что в целом логично: скачать практически любую музыку можно, где угодно, если есть стабильное подключение к сети. Достаточно вбить название трека или довериться алгоритмам, и вы моментально услышите результат. Другое дело — эмоциональное наполнение этого процесса.
Вы скажете: «не стоит забывать о контексте и множестве факторов, способных повлиять на выбор того или иного способа прослушивания». И будете правы: стриминг — действительно дешевле и удобнее, если вы предпочитаете составлять плейлисты из сотен композиций, точечно выхваченных из множества альбомов. В особенности, если включаете такие подборки на ходу.
С точки зрения экономии — денег на покупке полноформатных записей ради пары песен, места для хранения пластинок, времени на их установку в проигрыватель [потом обратно в кейс или конверт], а еще и упорядочивание всей библиотеки — стриминговые сервисы не оставляют конкурентам шансов. Однако есть и абсолютно противоположные ситуации, когда домашняя коллекция насчитывает несколько сотен или даже тысяч дисков, а знакомство с творчеством группы или исполнителя, начатое с пары треков, с годами развивается в настоящее увлечение и постепенно подталкивает к внимательному изучению всех релизов полюбившихся авторов.
Бен Сисарио, один из колумнистов «Нью Йорк таймс», специализирующийся на музыкальной индустрии и теме «стриминговых войн», придерживается сбалансированного подхода. У него есть беспроводная акустика Sonos PLAY:5 и сетевой донгл Chromecast Audio, с помощью которых он иногда стримит музыку и подкасты, но в качестве базового варианта — предпочитает CD.
Он отдает себе отчет, что сегодня увлечение компакт-дисками скорее раскритикуют, но выходит, что зачастую Бену проще послушать диск «без рекламы, возни с рекомендациями и плейлистами». Получается, что даже для профильного журналиста выбор больше зависит от удобства в определенной жизненной ситуации, а не только от характеристик формата и носителя.
Из крайности в крайность или путь к гармонии
Вместо отсутствия возни и рекламы, совсем уж древний CD, пролежавший в коробке лет десять, может легко продемонстрировать отсутствие звука. Более того, диски, которые вы раньше благополучно ставили на аудиосистеме, а сейчас, возможно, вновь послушали в автомобиле, могут и не заиграть при запуске с компьютера в силу пресловутого «копи контрола».
Да и в целом, кажется, Бен не сказал и слова о возможности локального воспроизведения музыкальных файлов. Этот вариант не менее привлекателен, чем стриминг и компакт-диски, тем более если библиотека уже под рукой или вы в любом случае собираетесь заняться оцифровкой. Другое дело, что в ряде стран [например, в Великобритании] обыкновенный «рип» купленного в личных целях диска или пластинки могут считать правонарушением в области копирайта.
При этом синхронизация локальной библиотеки со стриминговыми сервисами не всегда проходит без проблем, а зачастую — приводит к полному откату слушателя на CD и винил. Их ценят за возможность оценить творение авторов в том виде, в котором они задумывали его. [Кстати, если это диск с классической музыкой или джазом, есть вероятность, обнаружить достаточно качественные вкладыши с информацией об издании, которую будет не так легко найти в сети. Хотя и для этой ниши уже сделали свой стриминг с оффлайновым прослушиванием.]
Пластинки и компакт-диски сегодня весьма и весьма доступны. Как и раньше, ими обмениваются, но чаще — перепродают на интернет-аукционах те самые «долгие ящики» с десятками и сотнями альбомов. Стоят такие бандлы в разы меньше оригинального ценника и по большей части выглядят почти как новые, если не считать дефектов на пластиковых кейсах и конвертах. Вообще говоря, если возвращаться к вопросу из первой части материала, последние обладают отдельной ценностью. Сложно не согласиться с тем, что обложки выглядят интереснее на крупном «холсте» [для винила размер конверта составляет 315-330 мм], их приятнее изучать, разглядывать детали и обсуждать с близкими, в особенности этот процесс нравится детям.
Обложки «нового» винила практически всегда содержат QR-код для цифровой версии альбомов, а на площадках вроде Bandcamp'а часто продают комплекты, состоящие из авторской пластинки и цифровых копий треков в нескольких форматах, доступных для загрузки в вебе и без СМС DRM. В этом случае музыканты получают основную часть доходов, а в отдельные дни сервис и вовсе не берет с них комиссию. Поддерживая любимых исполнителей практически напрямую, слушатели получают еще больше эмоций и сразу несколько рабочих альтернатив с точки зрения носителей.
Больше хороших рекомендаций
Для тех, кто не хотел бы отказываться от стриминга музыки, но пока не совсем доволен рекомендациями подобных площадок, есть сторонние сервисы с собственными вариантами поисковых алгоритмов. Хотя известны и примеры, когда отдельные энтузиасты продолжают полагаться исключительно на свой софт — дорабатывают и годами используют кроулеры для сканирования веба на предмет нишевых релизов, чтобы опять-таки брать их напрямую у авторов.