Басист, который пел и сочинял

Даже для рок-эпохи, начавшейся в конце 1960-х, он был уникален, этот поющий басист. Уже с самого начала он попал в концертный состав Renaissance, потом играл в Family… а в 1972-м земляк, гитарист по имени Роберт, позвал его в свою новую группу.



Басист, который пел и сочинял

Фамилия Роберта была Фрипп, группа называлась King Crimson, и с ней наш герой записал три альбома, один из которых, Red, относится, по мнению многих критиков и поклонников, к числу лучших работ за всю историю группы.

Его звали Джон Уэттон.

После Crimson у Джона было много всего. Он играл с Roxy Music и Uriah Heep, потом вместе со скрипачом Эдди Джобсоном из Roxy основал UK — первую из двух своих супергрупп (в ней играли также барабанщик Билл Бруфорд из King Crimson и гитарист Алан Холдсуорт из Soft Machine). Затем было очень много всего: первый сольный альбом, недолгое сотрудничество с Wishbone Ash, работа в сольной группе Брайана Ферри и встреча с главой лейбла Geffen Джоном Калоднером; тот укорял Уэттона, виртуозного музыканта, талантливого певца и блестящего автора за то, что тот теряет себя, играя в чужих группах на вторых ролях, тогда как должен сам встать с басом к микрофону! Поверив ему, Джон стал плотно общаться и писать песни вместе с гитаристом Yes Стивом Хау. К ним присоединились клавишник Джефф Даунс (Buggles, Yes) и барабанщик Карл Палмер (ELP). Так родилась его вторая супергруппа — Asia.

Дебютный альбом группы, вышедший в 1982-м, оказался невероятно успешен; он разошелся по всему миру тиражом более 10 миллионов копий, и главный американский журнал о поп-музыке Billboard назвал его «альбомом года», сделав Asia всепланетной сенсацией. Уэттон играл с группой до 1985 года (с небольшим перерывом); после были успешные сольники, дуэтный проект ICON (с Джеффом Даунсом), реформированная Asia, записи с такими разными музыкантами, как Лес Пол и Брайан Ино… Джон Уэттон, выросший под звуки Баха (его музыку играл на органе старший брат), ушел из жизни в 2017-м, сделав за свою жизнь столько, сколько мало кому удается. Он свободно перемещался из прог-рока в хард-рок, чувствуя себя легко и среди сложных конструкций, и на волнах тяжелого драйва. «Это настоящая музыка, не так ли?», — сказал Джон Уэттон о прог-роке в одном из интервью, и с ним нельзя не согласиться: если прогрессив-рок хотя бы в какой-то мере смог остаться не сектой пафосных фантазёров, то немалую роль в этом сыграл он.

А почему мы вспоминаем о нем сегодня? Да потому что британский лейбл Spirit Of Unicorn Music 15 ноября выпустит первый из из трех бокс-сетов, посвященных творчеству Уэттона. Он называется Concentus: The John Wetton Live Collection, Volume I, и в него входят семь концертных альбомов, записанных Джоном в разных местах в 1990-х/2000-х; два из них никогда ранее не издавались. Все альбомы пересведены специально для нового издания.

Басист, который пел и сочинял

«Эти песни и записи будут жить вечно и продолжать приносить радость тем, кто их слушает», — говорит друг и соавтор Уэттона Джефф Даунс. «Джон оставил нам всем подарок, и он очень ценен».


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", сентябрь 2024 г. www.salonav.com


Музыка на виниле в нашем каталоге

Эту статью прочитали 454 раза
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий