О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Nordost
Основанная в 1991 году, компания Nordost Corporation производит высокотехнологичные кабели, специализируясь в области аудио и медицины и используя наработки, впервые применённые в космической индустрии во время работы с NASA. Это обозначает, что Nordost выделяет огромное количество бюджетных средств на исследования и разработку новых технологий, в результате чего получаются совершенно уникальная и поражающая своим качеством кабельная продукция.
Подробнее о бренде NordostОбзоры товаров под маркой Nordost (58)Официальный сайт Nordostwww.nordost.com
Аудиотюнинг от Nordost. Журнал "WHAT HI-FI?"
Москву посетил бессменный фронтмен компании Nordost Ларс Кристенсен, который провел несколько необычный практический семинар. Ларс поделился секретными рецептами, как выжать максимум из AV-системы и продемонстрировал пару необходимых для этого новинок.«По работе мне приходится постоянно посещать выставки, общаться с производителями, обозревателями. Честно говоря, картинка и звук в большинстве систем оставляют желать лучшего. При этом откровенно слабых продуктов не так-то уж много. Большинство из них достаточно высокого качества. Надо лишь сделать все правильно».
По мнению Ларса, проблема в том, что люди недостаточно внимательно относятся к некоторым вещам, которые на самом деле сильно влияют на качество системы.
«Я очень часто вижу дорогие классные усилители, которые стоят просто на полу - никто не позаботился о том, чтобы установить их на стойку. Или все включено в бытовой распределитель питания. В этом вина не покупателей, сами производители редко дают рекомендации, как правильно установить и настроить систему. Но и журналы довольно редко пишут об этом».
С последним утверждением мы не согласны, другое дело, что способов улучшения звука миллион и валено понять, с чего начать и где остановиться. Ларс считает, что одна из самых главных вещей — питание. «Провести отдельную линию для питания аппаратуры не так уж дорого, однако на практике редко кто думает о таких простых вещах: систему втыкают в общую линию с холодильниками, СВЧ-печами, компьютерами и прочим». Ларс рекомендует провести не один кабель, а, по крайней мере, два, чтобы разделить цифровое и аналоговое оборудование. А еще лучше сделать третью линию для питания плазмы и проектора, которые отравляют жизнь другим цифровым компонентам. «Когда я слушаю винил, я вообще отрубаю питание всех цифровых устройств в комнате, и даже выключаю мобильник», - советует Ларс.
Не менее важно обеспечить правильное заземление аппаратуры. «Это не новость, опытные разработчики знают, что ключевой элемент в конструкции усилителя - правильная разводка земляных цепей. Компания Naim давно уделяет этому вопросу особое внимание (поэтому использует для соединения компонентов разъемы DIN с единой землей для обоих каналов. - Прим. ред)». У себя дома Ларс закопал глубоко в землю толстый медный лист, и уверяет, что это улучшило не только звук, но и картинку.
Далее важный элемент - сетевой кабель и дистрибьютор питания. Три года назад Nordost приобрела калифорнийскую компанию Quantum Resonance Technology, которую основали два профессора MTI. Ларс с нескрываемой гордостью демонстрирует совместный продукт — дистрибьютор питания Q BASE, который не только правильно распределяет питание, но и правильно организует заземление. Рядом со входной розеткой имеется дополнительный зажим для отдельного земляного кабеля, а внутри земляные провода соединены звездой. Диаметры всех проводников и размеры самой коробочки рассчитаны с использованием квантовой механики, чтобы максимально разнести и подавить резонансные моды. Устройство рассчитано на четыре (есть версия и на восемь) розетки и стоит в США $800.
Кроме электрических помех необходимо избавиться от механических. Большинство производителей используют для этой цели шипы, которые, по мнению Ларса, для этого совершенно не годятся: «Вместо развязки вы, наоборот, получаете соединение. Даже бетонный пол не свободен от вибраций». В отличие от предыдущих изделий Nordost, новый продукт Sort Kone основан не на принципе развязки, а на контроле резонансов. По мнению Ларса, важно не только изолировать аппарат от внешних вибраций, но и подавить собственные. «Возьмите усилитель - практически все его части при работе вибрируют. Не только силовой трансформатор, но и сами детали, и даже проводники и печатные платы под воздействием электромагнитных сил колеблются, что влияет на проходящий сигнал. Эту энергию надо вывести из усилителя».
Новые опоры состоят из двух металлических частей, разделенных с помощью шарика. В самой дешевой - ($65 за 1 шт.) части выполнены из алюминия, а шарик - из стали, в более дорогих версиях используются бронза или титан и керамический шарик.
Ларс собирается продемонстрировать изделия в работе, но прежде нам надо получить от него практические рекомендации. Выясняется, что Sort Kone можно использовать не только с компонентами, но и с колонками. Что касается опор и оптимального способа их размещения, то универсального рецепта не существует. «Для акустики вам понадобятся четыре штуки, иначе АС будет недостаточно устойчивой. С компонентами теоретически достаточно три, но у меня особый рецепт. Первую опору я ставлю под силовой трансформатор в случае усилителя или под транспорт CD-проигрывателя. Далее очень важно, помимо механической устойчивости, обеспечить демпфирование слабых частей основания». С этими словами Ларс предпринимает спонтанную попытку улучшить звучание системы, состоящей из усилителя Arcam А38, CD-проигрывателя Cambridge Audio 840С, а также полочных колонок ELAC. Несмотря на то, что Ларс, вопреки обыкновению, экспериментирует на ходу, итоги субъективной оценки результатов его действий традиционно не вызывают сомнений.
С презентации мы уходим еще более убежденными, что для достижения хорошего звука надо знать массу тонкостей. В конце концов, аудиоаппаратура — тот же музыкальный инструмент, который может заставить звучать только опытный настройщик.
Подготовлено по материалам журнала "WHAT HI-FI?", апрель 2010 г. www.whathifi.ru