О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Audioholics.com: Неужели ФТК виновата в претензиях к мощности усилителей (часть 2)?
АV-ресиверы
До недавнего взрывного роста популярности Dolby Atmos на потребительском рынке, большинство производителей указывали мощность своей техники при работе пары каналов с определённым процентом искажений (чаще всего <0.1% КНИ+шум) на 8-омную нагрузку. Лишь немногие компании (например, NAD) в своих спецификациях также указывали параметры в режиме «при работе всех каналов». Тем не менее, возникла не очень красивая ситуация, когда производители оснастили свои ресиверы декодерами Dolby Atmos и стали делать их 9-канальными (и больше), на базе тех же шасси и тех же по номиналу блоков питания, которые всего годом ранее использовались для 7-канальных моделей. Вместо того, чтобы указывать значение мощности в 2-канальном режиме на 8-омную нагрузку при возможно меньшем проценте искажений, мы получаем нечто гораздо более сомнительное.
Всё началось с Onkyo, но остальные очень быстро последовали её примеру. Вместо указания значений мощности при работе двух каналов на 8-омную нагрузку при низком уровне искажений, производители начали замерять мощность при одном канале на 6-омной нагрузке и фактически в режиме перегрузки. Результаты измерений одного канала имеют мало общего с реальным положением вещей, поскольку пользователь использует как минимум стереопару для прослушивания музыки. Следующий момент, измерения при уровне искажений в 0,1% или 10% имеют радикальное отличие, в первом случае эти искажения фактически не слышны, во втором они не только хорошо видны на осциллографе, но и прекрасно различаются на слух. В этом состоянии усилитель не может увеличивать амплитуду напряжения и вместо синусоидальных волн начинает воспроизводить прямоугольные с очень хорошо слышимыми гармониками второго порядка, что в результате может привести к повреждению динамиков. Опять же, речь идет про вертикальную часть ранее обсуждаемого графика, где искажения резко возрастают, а мощность практически не увеличивается.
Все эти манипуляции позволили производителям завышать значения выходной мощности своих усилителей и ресиверов как минимум на 35-40%, что выглядит очень впечатляюще для непосвящённых. Ведь чем мощнее, тем лучше, не так ли? К сожалению, большинство обычных покупателей не понимают, что происходит, и приходят домой с намного менее мощной техникой, чем они рассчитывали в момент покупки.
Когда появилось первое поколение ресиверов с Dolby Atmos, некоторые производители указывали результаты измерений при использовании только одного канала. После наших замечаний, они прямо таки в унисон изменили данные на своих сайтах, добавив и второй метод измерений (1 канал/1 кГц/6 Ом, 2 канала/1 кГц по методу ФТК). Однако, ФТК декларирует, что при измерениях должен быть использован весь диапазон, а не только одна частота (1 кГц).
Onkyo TX-RZ3100 & Pioneer SC-LX901
И Onkyo и Pioneer демонстрируют завышенную мощность при измерении одного канала против стандартной 2-канальной методики ФТК
Розничные цены на Onkyo TX-RZ3100 и Pioneer SC-LX901: $3099 и $3000 соответственно.
Denon AVR-X8500H
На передней панели AV-ресивера Denon AVR-X8500H красуется стикер: «13.2 каналов / 260 Вт»
Тем не менее, некоторые производители немного хитрее и наклеивают стикер с обозначением мощности на передние панели своих ресиверов. Возьмем в качестве примера новый 13.2-канальный флагманский ресивер Denon AVR-X8500H. Эта наклейка с цифрой 260 Вт на передней панели выглядит впечатляюще. Denon получил это магическое число путем измерения выходной мощности на 1 канале при нагрузке 6 Ом и 10% КНИ+шум (то есть практически в режиме перегрузки). Это совершенно смехотворный способ оценки мощности, аналогичный пиковой мощности, о которой говорится в Постановлении ФТК 46 CFR 432.
AVR-X8500H – очень мощный ресивер: даже если оценивать его мощность по стандартной двухканальной методике, получается 150 Вт на канал. Сомнительно, что потребителей, готовых выложить $4000 за АВ-ресивер, не смутит явно надуманная цифра в 260 Вт на канал. Так к чему сеять сомнения среди потенциальных клиентов?
Yamaha RX-A3070
Для Yamaha RX-A3070 ($1999) первыми указаны параметры измерений по двухканальной методике
Yamaha демонстрирует схожую тенденцию, используя методику JEITA (1 кГц, 1 канал, 8 Ом, 10% КНИ), но по крайней мере они не размещают наклейку на передней панели. Они также указывают 2-канальную мощность при подаче 1 кГц и в полной полосе с 8-омной нагрузкой и заданной величиной искажений. Однако, не так давно они демонстрировали суммарную мощность всех каналов (например 100 Вт х 7 каналов = 700 Вт), несмотря на тот факт, что ресивер был не в состоянии обеспечить ее одновременно. По крайней мере, они избавились от этой практики в своих более новых продуктах, которые нам встречались.
NAD T787
NAD T787 ($2500) – единственный ресивер среди мейджоров с указанием мощности для всех каналов одновременно
А теперь, для сравнения, посмотрите, как указывает мощность для своих АВ-ресиверов NAD. Указание мощности для ФТК применительно ко ВСЕМ работающим каналам. Они более честно заявляют выходную мощность в 120 Вт на канал при работе всех 7 каналов, после чего приводятся примеры с одним или двумя каналами на 6 Омах при подаче 1 кГц и с высокими искажениями. Конечно, числа не выглядят впечатляющими, однако они правдивы. Браво!
Реальность же такова, что ресивер Denon, о котором упоминалось ранее, оснащён довольно мощным источником питания (900 Вт), чей потенциал распределен по 13 каналам, в то время как в NAD установлен источник питания номиналом 1100 Вт, распределенный по 7 каналам.
В итоге NAD может обеспечить честные 120 Вт на все 7 каналов, а Denon не в состоянии отдать 150 Вт на 13 каналов, более того — даже на 7. NAD декларирует свой ресивер, как обеспечивающий 200 Вт на канал в стереорежиме и помимо этого указывает мощность для весх каналов. Denon мог бы заявить для своего AVR-X8500H мощность в 150 Вт на канал в стереорежиме и возможно 115-120 Вт на канал при 7-канальном подключении с учетом потенциала блока питания и тех значений, которые показывал его предшественник 7200WA.
Это пример одинаково успешных продуктов, но при этом один из производителей подходит к указанию мощности своих аппаратов более консервативно. Производители знают это, но они рассчитывают на то, что покупатель не столь осведомлен и пытаются подать свой продукт среди конкурентов как более «мощный».
Примечание Barnsly Blog Ресиверы компании Arcam из Кембриджа сопровождаются весьма подробными сведениями об уровнях мощности в нескольких вариантах конфигурации.
Например, для флагманского 7.1.4-канального ресивера Arcam AVR850 (стоимость в России – около $8900) указана мощность для разной нагрузки, количества каналов и пр. Англичане с гордостью говорят о «настоящих британских ваттах». |
Оконечные усилители
Проблемы с указанием мощности касаются не только АV-ресиверов. Мы наблюдаем аналогичную тенденцию и в случае с оконечными усилителями, чаще всего использующими топологию класса D. Основная причина в том, что большинство усилителей класса D легко развивают большую мощность при подаче 1 кГц на 8 Ом, но некоторые из них испытывают трудности в зависимости от вида нагрузки. Например, старые модули ICEPower демонстрировали прекрасные показатели на килогерце, но не могли обеспечить более трети заявленной мощности на 4 Омах и выше 3 кГц. Данный факт зачастую умалчивается большинством журналов, которые тестируют только на 1 кГц, а производитель также не приводит подобные спецификации.
Lyngdorf TDAI-3400
Интегральный усилитель Lyngdorf TDAI-3400 ($6500)
Вот пример очень дорогого интегрального стереоусилителя от компании Lyngdorf. Его мощность в 200 и 400 Вт на канал, при нагрузке 8 и 4 Ом соответственно, на первый взгляд выглядит весьма впечатляюще. Но, если присмотреться повнимательней, можно обнаружить, что они не приводят полосу пропускания и уровень искажений при полной мощности, но только при 1 Вт. Для продукта этого уровня данный факт просто неприемлем – тем более, что многие их конкуренты до сих пор используют топологию класса АВ. Возможно, этот усилитель и в состоянии обеспечить полную мощность с полной полосой пропускания на оба канала, но вы никогда этого не узнаете по причине крайне скудных спецификаций.
Wyred4Sound SX-1000R
Моноблочный усилитель Wyred4Sound SX-1000R
Следующий пример от компании Wyred4Sound. Их моноблок SX-1000R при цене $1800 за штуку декларируется как обеспечивающий выходную мощность в 625 Вт на 8 Ом и впечатляющие 1225 Вт на 4 Ома. И снова, никаких указаний на искажения и полосу пропускания при таких значениях.
Это могут быть отличные аппараты и я не обсуждаю их качество звучания. Тем не менее, производителям должно быть стыдно, что они дают так мало объективной информации. Как говорил доктор Флойд Тул: «Даже на покрышке больше полезной информации, чем на колонках в спецификации производителя…». Я бы хотел расширить значение этой фразы: следует учитывать, как указываются параметры на усилители класса D, и как ФТК, к сожалению, закрывает на это глаза.
Monoprice Monolith 7
Многоканальный усилитель Monoprice Monolith-7
Тем не менее, если мы берём относительно недорогой усилитель от Monoprice ($1800 за 7 каналов по 200 Вт), мощность приводится для всех каналов – в соответствии с протоколом ФТК. На их сайте даже приводятся полные тестовые данные, включая результаты, полученные с помощью анализаторов Audio Precision, которые мы используем в своих обзорах. Данный факт заставляет задуматься, сколько производителей «high end» на самом деле имеют в своем распоряжение подобное тестовое оборудование, а какие из них просто покупают готовые усилительные модули у сторонних компаний, вставляют их в свои корпуса и надеются на лучшее.
Outlaw Audio Model 5000
Многоканальный усилитель Outlaw Audio Model 5000
Если вы посмотрите на любой усилитель Outlaw, эти ребята предоставят вам полные данные по выходной мощности. Мы измеряли параметры этого усилителя и они оказались даже выше заявленных 120 Вт на канал при всех задействованных пяти каналах. Как это возможно, чтобы компания предоставляла такую исчерпывающую информацию на столь недорогой продукт, в то время как другой производитель замалчивает её, предлагая аппарат на порядок дороже? Кстати сказать, оба примера указания всех спецификаций относятся к традиционным усилителям класса AB. А вот применительно к моделям класса D мы обычно видим минимум данных.
Вывод
Итак, что мы в итоге почерпнули из всего вышесказанного? В принципе, у ФТК есть проблемы и поважнее, нежели беспокойство по поводу мощности бытовых усилителей. Поскольку работа ФТК по изучению правильной методики оценки мощности многоканальных усилителей прекратилась более 10 лет назад, мы не ждём больших изменений в этом направлении в ближайшее время. Кроме того, не рассчитывайте на большинство производителей, что они вдруг начнут указывать исчерпывающие данные на свою продукцию. Фактически, некоторые производители ресиверов и почти все производители «кинотеатров в одной коробке» демонстрируют завышенные характеристики на наклейках передних панелей аппаратов или на страницах сайтов. К сожалению, потребители зачастую должны проявлять особую бдительность при выяснении истинной двухканальной, полнодиапазонной, восьмиомной мощности, дабы не стать жертвой обмана.
Примечание редакции касательно ФТК, ФТК никогда не демонстрировала каких-то особенных знаний касательно конструкции усилителей и отсутствие этих знаний было и стало поводом для уловок и несогласованности в их указаниях по оценке мощности. ФТК следовало нанять опытных аудиоинженеров и профессионалов индустрии в качестве консультантов для реализации своих решений, но насколько нам известно, этого никогда не было, а если и было, то они никогда об этом не говорили. Хотя изначально, в 1974 году, намерения были исключительно благими, пусть и немного наивными (взять к примеру смехотворное и непрофессиональное требование к 1/3 мощности предварительного прогрева), однако дальнейшие их шаги показали, что ФТК никогда не обладала техническим или организационным механизмом, который требуется для выполнения действительно полноценной работы. |
И ещё:
В каком случае полноценная спецификация имеет смысл, если мы говорим о многоканальных усилителях с числом каналов более десяти в рамках одного корпуса? Реальность такова, что мы никогда не слушаем музыку и даже не смотрим фильмы с одновременным участием всех каналов. Тем не менее, это не означает, что мы должны доверять завышенным значениям мощности с минимальными или вовсе остутствующими данными о том, как эти значения были получены. На сайте Audioholics мы тестируем усилители в стереорежиме, в полной полосе на 8- и 4-омную нагрузку, а также до семи каналов одновременно на килогерце и 8 Омах. Мы также тестируем динамическую мощность по правилам Ассоциации от 2006 года, чтобы оценить, насколько усилитель способен обеспечить динамическую производительность в режиме, приближенном к реальному прослушиванию музыки. Это не идеальный тест, но он, как правило, выявляет недостатки в способности усилителя обеспечивать стабильную мощность при тяжелых условиях нагрузки. Потребителю крайне важно ознакомиться со всеми условиями измерений, которые часто приводятся мелким шрифтом, только в этом случае вы можете быть уверены в корректности сравнения различных аппаратов. Если вы видите, что предпочитаемый вами производитель мухлюет со значениями мощности, как в примерах, приведённых выше, вам ничто не может помешать отправить ему электронное письмо с просьбой улучшить ситуацию. Не забудьте указать им, что делаете это по совету Audioholics! |
Audioholics.com: Неужели ФТК виновата в претензиях к мощности усилителей (часть 1)?
Подготовлено по материалам портала "Barnsly Blog", май 2018 г. blog.barnsly.ru