О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Аудио старых игр и чувство ностальгии — что могла предложить дисковая система для приставки Famicom
Речь о периферийном устройстве Famicom Disk System, которое расширило возможности стандартной приставки. В том числе в плане звука.
Приставка к приставке
В 1983 году японская компания Nintendo выпустила игровую консоль Famicom (позже её выпустили в Европе и США под названием NES). Новинка оказалась исключительно удачной и завоевала приличную часть западного и японского рынков. Всего компания-разработчик продала более 60 млн устройств и полмиллиарда картриджей с играми.
Неудивительно, что к середине 80-х годов японский рынок развлечений серьезно разогрелся, и Nintendo была доминирующей силой. Игроки жаждали получить новый технологический продукт от компании. Тогда менеджеры обратили внимание на сферу персональных компьютеров, где набирали обороты гибкие дискеты.
Так, в компании решили выпустить «приставку к приставке» — дисковую систему Famicom Disk System (FDS), которая позволила использовать вместо картриджей магнитные диски. Разработчики игр смогли делать более масштабные продукты. Так, специально для FDS выпустили игры The Legend of Zelda, Castlevania и Metroid, которые затем стали популярными сериями. В то же время игроки получили возможность с легкостью сохранять прогресс и не запоминать специальные пароли для доступа к определенным уровням (как это было реализовано на картриджах).
За три месяца после запуска Famicom Disk System, были проданы 500 тыс. дискет с играми. К концу года эта цифра выросла до двух миллионов. Но несмотря на коммерческий успех, в компании решили свернуть продажи дисковой системы, а на международный рынок она так и не вышла (хотя такие планы были).
Среди причин — конфликт с разработчиками, которых не устраивали условия лицензирования Nintendo, и развитие пиратства. На дискетах была защита от копирования в виде рельефного логотипа NINTENDO [его как раз видно на КПДВ] и ответных выступов внутри дисковода, мешавших вставить нелицензионный носитель. Но пираты быстро научились копировать форму пазов.
Но несмотря на достаточно короткую жизнь, дисковая система успела оставить след в истории игровых консолей, как минимум из-за другой своей необычной возможности.
Непопулярная аудиофункция
Внутри Famicom Disk System была установлена микросхема RP2C33. Она выполняла функции контроллера дисковода и расширяла звуковые возможности приставки Famicom.
Чип предоставил функции таблично-волнового и FM-синтеза. Первый использует волновые формы (маленькие фрагменты семплов), записанные в память устройства в виде матрицы. Эта матрица описывает структуру генерируемого сигнала. В основе второго лежит частотная модуляция колебаний синусоиды — этот вид синтеза использовали разработчики культового цифрового синтезатора Yamaxa DX7, о котором мы говорили в прошлый раз.
Можно сказать, что FDS-система добавила игровой приставке дополнительный звуковой канал. Иногда его применяли для воспроизведения аудио в заставках и на титульных экранах. Но в целом разработчики игр использовали его достаточно редко — например, он никак не задействован в культовой Legend of Zelda.
Все еще интересно
Но даже 35 лет спустя энтузиасты интересуются работой Famicom Disk System, развивают личные проекты на основе устройства. Например, один разработчик воспроизводит эту ретросистему на современных компонентах — ATMega2560 или STM32. Для этого он планирует провести реверс-инжиниринг FDS.
В сети также можно найти тематический сайт, посвященный Famicom Disk System. Там есть галерея с фотографиями устройства, гайды по работе с дискетами и даже инструкция по распайке специальных кабелей для их копирования.