О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2563Музыкальные и кинообзоры621Глоссарий
Сейчас в продаже
ELAC
Немецкая компания ELAC имеет долгую историю и проверенные временем традиции поддержания высочайшего качества продукции. Будучи основана в 1926 году, компания изначально работала в области гидроакустики, лишь после Второй мировой войны поменяв специализацию и начав разрабатывать и выпускать аудиотовары для домашнего применения.
Подробнее о бренде ELACОбзоры товаров под маркой ELAC (201)Официальный сайт ELACwww.elac.ru
Выдающиеся способности. Обзор ELAC Miracord 80 / fairaudio.de
Иногда я начинаю размышлять о доброй сотне килограммов авиационного алюминия, конструкция приличной высоты из которого уже почти загородила собой телевизор, расположившись справа от стойки с Hi-Fi-компонентами. Действительно ли необходимо тратить так много на материалы, установку, обслуживание, чтобы наслаждаться прослушиваем записей в высоком качестве? Ответ на этот вопрос мы получим в ходе тестирования проигрывателя ELAC Miracord 80 классического дизайна.
Распаковка, установка, начало проигрывания – вот так (почти) просто можно настроить новую вертушку ELAC Miracord 80, которая пришла на смену модели Miracord 90 в линейке этой компании из Киля. Заказать Miracord 80 можно с MM-картриджем ELAC D96 – он поставляется полностью готовым к работе в предустановленном виде на отдельно прилагаемом шелле. Владельцу остается только прикрепить его к тонарму при помощи байонетного соединения. Вероятно, самой большой трудностью, особенно для новичков в этой области, станет настройка прижимной силы и антискейтинга. Первая выполняется довольно просто, если следовать старому правилу, гласящему: «Сбалансируйте тонарм с помощью противовеса: установив шкалу весов на 0, вращайте его до достижения рекомендуемой прижимной силы». Однако весы не дают абсолютно точного значения – чтобы безошибочно попасть в рекомендуемые 2,2 грамма, потребуются максимально точный прибор. К счастью, ELAC допускает отклонение в 0,3 грамма в обе стороны в отношении этого нового звукоснимателя – так что не бойтесь что-то сломать, все будет в порядке даже при выборе описанного выше примитивного способа настройки. Регулировка антискейтинга осуществляется классическим способом посредством грузика на леске – таким образом, вам доступны три «уровня фиксации».
Антискейтинг у ELAC Miracord 80 регулируется классическим способом с помощью грузика на леске на стойке; если же вы хотите настроить очень точно противовес, лучше использовать весы
Привод – стол, ножки, варианты исполнения
Как и другие модели серии и их предшественники, ELAC Miracord 80 – это устройство, построенное согласно самому распространенному принципу. В данном конкретном случае это означает, что его стол весит около восьми килограммов – не так много, как у моего стокилограммового J.Sikora Initial Max, но значительно больше, чем у популярных «полочных» вертушек, которые все же обычно приходится выравнивать на стойке. Стол, как и у других проигрывателей ELAC, выглядит массивным, но в то же время элегантным, а устроен он следующим образом: цельный блок из MDF обрамлен округлыми металлическими профилями, которые полностью охватывают его спереди, сзади и примерно на четверть с боковых сторон, частично закрывая регулируемые по высоте и слегка амортизирующие ножки. Тем не менее, до последних можно достаточно легко дотянуться без того, чтобы вывихнуть пальцы при попытке привести эту модель в горизонтальное положение.
Профили прочно прикручены к столу, поверхность которого отделана ореховым деревом и отшлифована, также она видна по бокам моего тестового образца. Вместо отделки шпоном можно заказать черное глянцевое лакированное исполнение, если вы не против того, чтобы часто стирать с него пыль и отпечатки пальцев. Для хотя бы частичного сокращения этих усилий ELAC дополнительно предлагает пылезащитную крышку.
Стол ELAC Miracord 80 изготовлен из MDF и весит восемь килограммов, а его обрамление состоит из закругленных металлических профилей. Вес опорного диска добавляет еще почти шесть килограммов
Сам стол изготовлен из цельного блока MDF, и на нем смонтированы все остальные элементы конструкции: тонарм, двигатель, опорный диск и поворотный переключатель для выбора скорости вращения.
Двигатель
«Педаль газа». У ELAC Miracord 80 нет точной регулировки скорости, количество оборотов в секунду контролируется с помощью оптического датчика
У ELAC Miracord 80 не предусмотрено регулировки скорости вращения, поскольку в этом нет необходимости. Двигатель постоянного тока без сердечника, теперь расположенный слева, но сзади, а не спереди, развязан со столом и, следовательно, с тонармом посредством резиновых амортизаторов, он управляется электронно с помощью ПИД-регулятора (пропорционально-интегрально-дифференцирующий регулятор), как утверждают в ELAC. Скорость вращения контролируется с помощью оптических датчиков, поэтому ее отклонение составляет всего +/- 0,33%, а коэффициент детонации – лишь 0,15%. Отделенный от 5,6-килограммового диска мотор приводит его движение посредством пассика, и он, по-видимому, почти не оказывает сопротивления вращению в нерабочем состоянии, поскольку диск крутится необычно долго после выключения.
Диск и подшипник
Опорный диск толщиной три сантиметра изготовлен из литого алюминия, что объясняет его довольно внушительный вес. Чтобы не допускать появления жуткого «скрежета» при подъеме виниловой пластинки с алюминиевой поверхности, ELAC использует синтетический войлочный мат и воздерживается от других мер амортизации на этом этапе. Все работает исправно, во всяком случае, насколько можно судить заранее, до начала прослушивания. «Сложный», как утверждают в компании ELAC, подшипник и в самом деле выглядит интересно: вертикальный поворотный патрон из стального стержня окружен бронзовой втулкой, которая плавно сужается кверху и вращается вокруг него вместе с диском, соединенным с ней. По данным компании ELAC, в данном случае используется сухая смазка, поэтому устройство не требует никакого технического обслуживания.
Стальной патрон окружен бронзовой втулкой, которая плавно сужается кверху и вращается вокруг него вместе с диском. Благодаря сухой смазке ELAC Miracord 80 не требуется никакого технического обслуживания.
Звукосниматель
MM-картридж D96 с алюминиевым корпусом по заказу поставляется с Miracord 80. Корпус и достаточно длинный кантилевер, выполненный также из алюминия, дают знатокам дела визуальную подсказку о его происхождении: D96 создан «нашими друзьями из Clearaudio», как рассказывают в ELAC. Компания оснащала предыдущие модели проигрывателей головками звукоснимателя бренда Audio Technica. Тот факт, что очень известный германский производитель теперь поставляет этот элемент для последней модели, несомненно, в немалой степени является данью уважения немецкому качеству, к тому же таким способом эффективно преодолеваются проблемы с логистикой. Кстати, при выходном напряжении в 3,3 мВ картридж D96 (технические параметры которого во многом совпадают с теми у Clearaudio Concept V2) находится скорее в нижней середине диапазона характерных значений для головок ММ-типа, но это не должно представлять собой сложности для большинства фонокорректоров.
MM-картридж D96, поставляемый с Miracord 80
Тонарм
10-дюймовый тонарм с трубкой из углеволокна и латунными, а также алюминиевыми крепежными элементами оснащен карданным подшипником. При беглом взгляде может показаться, что он тоже произведен Clearaudio – но это лишь первое впечатление: компания ELAC закупила его у неназванного поставщика. Если вы пожелаете использовать различные картриджи, замену выполнить достаточно быстро и просто благодаря фрезерованному на станке с ЧПУ шеллу с байонетным соединением, а также предусмотренной возможности коррекции VTA изменением высоты тонарма. Это может иметь смысл делать: по заверениям производителя, Miracord 80 обладает большим потенциалом, и разница в звучании с другими звукоснимателями будет хорошо заметна.
ELAC Miracord 80: прослушивание, сравнение
ELAC Miracord 80 и J.Sikora Initial Max
Как уже упоминалось, установку ELAC Miracord 80 можно выполнить очень быстро. В моем случае эта вертушка была подключена к встроенному в мой предусилитель Norma Audi REVO SC-2 ММ-фонокорректору PH3, который полностью справляется с умеренным выходным напряжением в 3,3 мВ картриджа D96, однако с его усилением всего в 34 дБ звук получается довольно тихим. Ortofon 2M Red моего офисного проигрывателя Pro-Ject Debut Carbon EVO с полноценными 5 мВ находится ближе к линейному уровню других источников после фонокорректора. Ну и, безусловно, у ELAC было несколько дней, чтобы хорошо прогреться.
К вопросу о пространстве
Первое впечатление после перехода от моей в несколько раз более дорогой системы прослушивания винила J.Sikora Initial Max с тонармом Kuzma S 12 VTA и звукоснимателем Transrotor Figaro-MC, а также фонокорректором Linnenberg Bizet оказалось удивительно позитивным. Любой, кто предполагал падение уровня качества до существенно более низких отметок, получит хороший урок. При непосредственном сравнении наиболее заметно, что аналоговая система воспроизведения класса люкс, как и ожидалось, создает более объемное пространство вокруг себя, в котором дышится легче и свободнее, при этом уделяется больше внимания подаче реверберирующих звуков в глубине воздушной сцены за колонками.
ELAC Miracord 80, в свою очередь, ранжирует детали довольно точно на линии между АС и лишь немного заступает за нее, не проецируя ни Чика Кориа с его друзьями в Bouncin' with Bud (альбом Remembering Bud Powell), ни электронные эффекты в Kiss the Cloud группы Yello (альбом Toy) в столь же четко ощутимую глубину пространства. Вместо этого он представляет их в реалистичном, замечательно трехмерном и материально осязаемом виде, с достаточными расстояниями между их сфокусированными образами с очень четко очерченными краями. Ничего такого, что могло бы сравниться по качеству с моим комплектом, но звучание все же остается на очень высоком уровне. Так с D96 Miracord 80 создает тонко очерченный, высококонтрастный рельеф, а не захватывающий 3D-фильм – если хотите более полного погружения, стоит поэкспериментировать со звукоснимателями более высокого класса.
ELAC Miracord 80 оснащен пассиковым приводом.
Внизу как вверху: басы и верха
В такой пространственной интерпретации музыкальной реальности ELAC Miracord 80 тонально концентрируется на важных диапазонах и сдерживает подачу крайних частот – т.е. ниже 50 Гц и выше 10 000 Гц – при этом без утаивания значимых деталей. Он сосредоточен на главном. Например, синтезаторный бас в композиции Николаса Джара Colomb с альбома Space Is Only Noise слышен вплоть до самых низов и весьма неплохо очерчен – только звучит он менее мощно, чем я привык с моим гораздо более дорогим эталоном. Но я также знаком с сопоставимыми по стоимости проигрывателями, такими как VPI Scout 2, у которого нижний бас несколько насыщенней. С другой стороны, ELAC Miracord 80 отличается особым контролем и текстурностью во всем НЧ-диапазоне – в этом отношении он один из лучших в своей ценовой категории.
Во многих случаях то обстоятельство, что Miracord 80 не слишком выпячивает самый глубокий бас, может оказаться незаметным из-за недостаточного расширения НЧ у колонок, и это может даже оказаться преимуществом: малогабаритные АС можно довести до предела возможностей особо сильными низкочастотными сигналами, а те, что способны создавать инфразвук, не должны столь легко образовывать петлю обратной связи при повышенной плотности низов. При этом ELAC Miracord 80 представляется довольно нечувствительным к передаваемому по воздуху шуму с высоким уровнем. В любом случае, диффузоры басовых динамиков моих довольно мощных ATC SCM50 не показали никаких чрезмерных отклонений даже на высокой громкости при воспроизведении материала с большим количеством баса – в устройствах такого класса это встречается нечасто.
На задней панели ELAC Miracord 80 с подключением все предельно понятно
ELAC Miracord 80 также приятен в ВЧ-диапазоне, где для него нет препятствий. Он не пытается поразить слушателя чем-то неземным, но делает большой упор на ясность и чистоту воспроизведения. Комбинация Miracord 80 и D96 придает мерцающему серебристому листу металла легкий бронзовый оттенок, и такой подход оставляет без внимания тончайшие нюансы почти неслышимого, но существующего пространства, которое способен создать тонально нейтральный сверхвысокий диапазон – без сомнений, причина не очень четкой прорисовки глубины сцены кроется именно в этом. Такое свойство довольно типично для устройств данного класса, и тут нет различий с прежде имевшимся у меня проигрывателем VPI Scout 2 с первоначально установленным на нем MM-картриджем.
В случае с VPI я знаю, что игла звукоснимателя с иной, отличной от эллиптической, заточкой, которая присутствует в обоих случаях, может исправить ситуацию. Чтобы проверить эту теорию, я ради интереса установил картридж Ortofon 2M Bronze, который оснащен иглой с заточкой Fine Line – впрочем, она не так уж сильно отличается от эллиптической. Первая мысль: да, я был прав, в плане детальности и насыщенности нижнего баса определенно есть над чем работать, и ELAC Miracord 80 легко это демонстрирует.
Золотая середина
ELAC Miracord 80 также выявляет, что MM-картридж Ortofon звучит более сдержанно при воспроизведении середины, в том числе и вокала, в сравнении с D96, у которого более шелковистая и красочная подача. Комбинация из Miracord 80 и D96 тембрально мягче в верхнем СЧ-поддиапазоне, менее прямолинейна, и, таким образом, склонна немного приукрашивать, если хотите. Вокал звучит чуть полнее и не так агрессивно, как в случае с 2M Bronze. В итоге, голос Агнес Обель в Riverside (альбом Philharmonics) оказывается приятнее, а также более вариативным в плане микродинамики. Мужской вокал во вступлении Etre в альбоме Николаса Джара Space Is Only Noise также воспроизводится Miracord 80 и D96 настолько реалистично, тонко и с очень хорошо прописанной артикуляцией (то, как колонки подают звонкое «d» в конце слова, доводит до небольшой приятной дрожи меня как фонетиста), что это просто прекрасно.
Кроме того, просто поразительно то, как эта комбинация ELAC способна со всеми подробностями передать особенности саксофонов и других духовых инструментов, и не только в сравнении с моим старым VPI Scout 2 в комплекте с Sumiko Blue Pearl. Их голоса имеют «трубный» характер, но не с самым теплым оттенком, при этом у них наличествуют четко определенные и шелковистые текстуры.
Нельзя отрицать, что у D96 имеется склонность к небольшому подчеркиванию сибилянтов при проигрывании записей с их наличием, как у Райленда Энджела и Дэвида Меррила в Psalm 114 на сорокапятке Celebrating 95 Years of ELAC и в живой записи Патриции Барбер Let it Rain (альбом Companion) – впрочем, это единичные примеры, с которыми я столкнулся, и, определенно, этот картридж – не один, у кого возникает проблема с тем, чтобы воспроизводить сибилянты в таких ситуациях по минимуму. Абсолютно обычное явление.
Динамика
ELAC Miracord 80 также доступен в черном цвете
Давайте взглянем на потенциал комбинации ELAC Miracord 80 и D96 в плане динамики. Логично, что ее масштабные перепады, особенно с существенной басовой составляющей, эта вертушка не воспроизводит с такой же мощью, как у более массивных и дорогих проигрывателей, но она компенсирует это хорошей атакой, свободным и быстрым импульсным откликом в СЧ-диапазоне, будь то удары барабанов, ксилофона или стук шариков для пинг-понга в композиции Джара Colomb с вышеупомянутого альбома.
Когда Рой Хэйнс начинает свое барабанное соло в Bouncin' with Bud Чика Кореа и его друзей с альбома Remembering Bud Powell, я невольно и с растущим энтузиазмом увеличиваю громкость – да, мне нравится эта комбинация, особенно в сочетании с колонками ATC, не особо щепетильными в вопросе подачи басов, которые только выигрывают от такого стиля. И снова прекрасная динамика, будь то ее тонкие градации, с которыми Эрик Монцка играет на духовых в вышеупомянутом альбоме с живой записью Companion Патриции Барбер, или Финк щиплет струны гитары в Trouble's What You're In (Union Chapel, London) на диске ELAC Celebrating 95 Years Of ELAC.
10-дюймовый тонарм ELAC Miracord 80 с трубкой из углеволокна, а также латунными и алюминиевыми крепежными элементами оснащен карданным подшипником
ELAC Miracord 80 в сочетании с MM-картриджем D96 – это простой в обращении и вполне подходящий для повседневного использования проигрыватель винила с приятно сбалансированным, а не прямолинейным и нейтральным звучанием, способным подарить слушателю многие часы наслаждения от общения с музыкой. Его подача немного сдержанна на краях диапазона: басы, как от парового молота, и высокочастотные «красивости» – не его конек. Зато ему отлично удается проявить свои таланты в области, где музыка в основном и обитает – на средних частотах, которые захватывают своей тонкой, словно шелковистой, и потому очень органичной динамикой.
ELAC Miracord 80 в сочетании со звукоснимателем D96 с его классической английской настройкой не соблазняют слушателя поверхностным «попсовым» звучанием, а приглашают его с удовольствием погрузиться в музыку.
Бережно настроенные вертушки редко демонстрируют все свои преимущества. Однако в зависимости от вкуса слушателя необходимые установки можно выполнить так, чтобы сбалансировать чрезмерно выраженные басы системы, склонные к подчеркиванию НЧ в записях. При желании также можно оснастить Miracord 80 еще более качественным звукоснимателем и задать ему другое направление – ведь, как уже отмечалось, у него весьма высокий потенциал.
ELAC Miracord 80 со звукоснимателем D96:
- Отлично проявляет себя в средне- и низкочастотном диапазонах, а следовательно, при воспроизведении вокала: такое сочетание восхищает слушателей шелковистыми текстурами, приятным тональным балансом и тонко прописанной динамикой, просто выдающейся для вертушки данного класса.
- Обеспечивает очень хороший контроль в басовом диапазоне, подавая его с идеальной четкостью и высокой детальностью.
- Образцово чисто и точно звучит на высоких частотах – в целом, играет скорее музыкально, без напускной строгости и сенсационности.
- Наблюдаются небольшие спады АЧХ, начиная с верхней середины, особенно в том ВЧ-поддиапазоне, что отвечает за «воздушность» звучания, а также в области низких частот.
- Не отличается выдающимся размахом динамики, однако она отменно контролируется, что, например, обеспечивает прекрасную подачу ударных и иной перкуссии в СЧ-диапазоне.
- Создает объемные и реалистичные звуковые образы инструментов и голосов на отлично организованной музыкальной сцене, которая проработкой по глубине лишь немного уступает тем, что демонстрируют более дорогие проигрыватели.
- С помощью картриджа более высокого класса легко повысить качество звучания.
- Превосходная отделка, по-настоящему элегантный внешний вид.
ОБОРУДОВАНИЕ
- АНАЛОГОВЫЕ ИСТОЧНИКИ: Вертушка: J.Sikora Initial Max с алюминиевым столом и регулируемым блоком питания Проигрыватель: Pro-Ject Carbon Debut EVO Тонарм: Kuzma Stogi Reference S12 VAT Картриджи: Transrotor Figaro, Ortofon 2M Bronze, Ortofon 2M Red
- ЦИФРОВЫЕ ИСТОЧНИКИ: ЦАП: ifi iDSD nano, модуль Norma Audio REVO DAC Стример: Nucleus от Roon, Waversa Systems Wstreamer с линейным блоком питания WLPS/LP Компьютер/медиаплеер: MacBook Pro
- ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УСИЛИТЕЛЬ: Audio Hungary Qualiton X200 KT150 (ламповый), Linn Classik Movie II (AV-ресивер со встроенным DVD-проигрывателем).
- ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ: сигнал высокого уровня: Norma Audio REVO SC-2 Фонокорректор: Linnenberg BIZET (MC), Norma Audio PH3 (модуль)
- УСИЛИТЕЛИ МОЩНОСТИ: Norma Audio REVO PA-150
- КОЛОНКИ: ATC SCM50PSL, Argon Audio Forte A5, JBL 4309, JL Audio e110 (сабвуфер)
- НАУШНИКИ: Denon AD-H7200, Sony WF-1000XM3, Teufel Real Blue NC, Beyerdynamic Free BYRD
- УСИЛИТЕЛИДЛЯ НАУШНИКОВ: ifi iDSD nano, Meier Audio Corda Classic
- КАБЕЛИ: акустические: Ortofon Reference SPK Black, Audioquest Rocket 22 Bi-Wire, fastaudio Black Science SPK; межблочные: Gutwire EON-Z, Ortofon Reference 7NX-705, Graditech Kide 1 & Kide 3, Audioquest Yukon, Audioquest Mackenzie, fastaudio Black Science NF; Цифровые: JIB Boaacoustic Silver Digital Xeno USB, Supra Cables Sword Excalibur USB, AudioQuest Vodka & Cinnamon Ethernet, Graditech Kide Digital RCA, AudioQuest Carbon RCA; Сетевого электропитания: Supra Cables LoRAd 2. 5 SPC, Gutwire SV-8, Gutwire G Clef 2, AudioQuest NRG-2; Прочее: развязывающие опоры Divine Acoustics Kepler, кабель заземления Gutwire Ultimate Ground
- СТОЙКА: Roterring Belmaro 33 (по индивидуальному заказу)
- АКСЕССУАРЫ: сетевой фильтр: удлинитель Supra Cables LoRad MD08 DC 16 EU Mk 3.1 Прочее: bFly PowerBase M, bFly BaseTwo M, YDOL Relax 60 и стабилизаторы fastaudio, резонаторы Acoustic System Silver & Gold, The Gryphon De-Magnetizer, антишипы Audioplan, ножки устройства Audioplan, ножки стабилизатора bFly MASTER, Solidsteel SS6 (стойка для колонок).
РАЗМЕР КОМНАТЫ ПРОСЛУШИВАНИЯ
- Общая площадь: 24,5 м²
- Высота: 2,7 м
МИХАЭЛЬ БРУС