О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео495Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2553Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сейчас в продаже
Sony
Корпорация "Sony" - не только производитель всем привычных телевизоров, музыкальных центров или видеокамер. Мало кто знает, что сотрудники этой компании занимаются научно-исследовательскими изысканиями уже долгие годы. Именно из лабораторий "Sony" вышли многие технологии и форматы. Например, первый магнитофон был создан учеными в ее стенах в 1951 году. Через шесть лет – диод. В 1959 году – транзисторный телевизор, а через пять лет – настольный калькулятор, "младший брат" которого сегодня обязательно найдется у каждого. 1968 год ознаменовался появлением системы кинескопов для цветных телевизоров под названием "Тринитрон". Начало восьмидесятых годов ушедшего века дало человечеству бытовые видеокамеры и компьютерные дискеты. Над их разработкой
Подробнее о бренде SonyОбзоры товаров под маркой Sony (98)Официальный сайт Sonywww.sony.ru
Лазерные 4K-проекторы Sony VPL-XW5000/B и VPL-XW7000/B | журнал SalonAV
Нам предоставилась редкая возможность — познакомиться сразу со всей актуальной XW-линейкой проекторов Sony для домашнего кино, вышедшей весной этого года. Правда, в нее входят всего две модели (по крайней мере, в Европе). По идее, это должно облегчить выбор. Но в реальности все не так просто.
РАЗНОКЛАССНИКИ
Когда-то давно, в старые добрые времена в топовые серии для домашнего кино входило 3-4 модели, а разница между ними была не очень большой — скажем, световой поток увеличивался от младших к старшим шагами по 200 — 300 лм. И если подобрать к каждому проектору оптимальную диагональ экрана, заметить разницу в качестве показа могли лишь специалисты, да и то не все. Не удивительно, что хитом продаж всегда были именно младшие модели — их выбирали даже достаточно состоятельные люди, которые могли бы себе позволить топовые аппараты. Потому что преимущества более дорогих проекторов были не очевидны.Перфекционистам, всегда выбиравшим самое лучшее, придется призадуматься.
Новая линейка построена иначе. Даже если мысленно дополнить её моделью, доступной только на американском рынке, VPL-XW6000, шаг изменения светового потока достигает 500 — 600 лм (а без этой «серединки» — 1200 лм). Правда, во всем остальном «американец» почти совпадает с флагманом серии. Впрочем, куда более важно, что 7000-й без малого в 2,4 раза дороже 5000-го. Разница весьма существенная, поэтому перфекционистам, всегда выбиравшим самое лучшее, придется призадуматься. Мы же постараемся предоставить исчерпывающую информацию, которая позволит сделать осознанный выбор.
Близкие родственники
Начнем с того, что у этих проекторов общего. Основные подсистемы, определяющие качественный потенциал, у них одинаковые.
Оптический «движок» — 3-чиповый на фирменных матрицах SXRD 0,61″. Заметим сразу, что у прежнего поколения SXRD-проекторов Sony чипы были покрупнее — 0,74”. Именно уменьшение размера матриц позволило сделать аппараты XW-серии более компактными, ведь с диагональю матриц связаны габариты оптики и самого проектора. Кстати, в свое время писал, что уменьшить размеры пикселей у матриц уже вряд ли получится. Неужели произошел очередной технологический прорыв? Нет, уменьшение матриц достигнуто за счет небольшого сокращения числа пикселей по горизонтали — с 4096 x 2160 до 3840 x 2160 — и то и другое соответствует спецификации 4K, так что всё нормально. Одновременно подчеркнули (и вполне справедливо) преимущества моделей, предназначенных для крупных домашних кинотеатров — VPL-GTZ380 и VPL-VW5000ES — у них остались матрицы 0,74” с разрешением 4096 x 2160.
Уменьшение размера матриц позволило сделать аппараты XW-серии более компактными.
Источник света и там, и там — лазерно-фосфорный. Видеопроцессор тоже — фирменный X1 Ultimate для проекторов (для телевизоров — другая версия). Основные технологии обработки совпадают: обе модели поддерживают фирменную Triluminous Pro, делающую цветопередачу более точной, а также режим IMAX Enhanced.
Для кого-то, возможно, имеет значение, что у старшей модели есть поддержка 3D (только придется докупить внешний модулятор и очки), а у младшей — нет.
Уровень шума у старшей выше на 2 дБ, что вполне естественно, поскольку он значительно мощнее. Но в реальности обе работают практически бесшумно. Любой ноутбук шумит сильнее.
Почти полностью совпадают графический интерфейс пользователя и настроечное меню — лишь с небольшими несовпадениями, связанными с оптикой — вот в ней как раз и кроются основные отличия.
Управление оптикой у VPL-XW5000/B — ручное. Фокус и зум настраиваются кольцами и рычажками у объектива, сдвиг по горизонтали и вертикали — колесиками, выведенными на верхнюю панель над объективом и прикрытыми крышкой — если не знать про нее, можно и не заметить. Для владельца проектора это не является недостатком — при условии, что установкой занимается не он сам. Да в общем-то и инсталлятору это не создает особых хлопот, особенно, если него есть ассистент — наводить на фокус лучше вдвоем: один крутит кольцо, второй стоит в непосредственной близости перед экраном и ловит момент наилучшей четкости. Если оптика полностью моторизованная, эту операцию может провести один человек — стоя у экрана с пультом ДУ. По большому счету, отличие ерундовое, тем более что механизм ручной регулировки у VPL-XW5000/B работает четко — не болтается и сохраняет положение объектива стабильно.
Механизм ручной регулировки у VPL-XW5000/B работает четко — не болтается и сохраняет положение объектива стабильно.
Куда более существенно, что сами объективы у двух моделей разные — это видно даже по фото. Отличается кратность зуммирования: x2,1 у старшей модели против х1,6 у младшей. Тоже в общем-то имеет значение не для пользователя, а для установщика. Куда более важные отличия — в качестве оптики. Согласно документации, VPL-XW7000 оснащен объективом ACF (Advanced Crisp-Focused) — его сложная конструкция обеспечивает большую глубину резкости и соответственно — лучшую равномерность фокусировки по все площади кадра, в нем также используются линзы с низкой дисперсией, что сказывается в меньшем уровне хроматических искажений и более точной цветопередаче. У VPL-XW5000 объектив обычный.
Разница в качестве оптики стала заметна уже при первоначальной настройке: у младшей модели наблюдались незначительные хроматические аберрации по краям кадра. Правда, обнаружить их можно было лишь в непосредственной близости от экрана на границах пикселей, да и то при условии, что вы знаете, что искать. Были они и у VPL-XW7000, но существенно менее заметные. Проявила себя разница в оптике и во время кинопросмотра.
Сердцу не прикажешь
Смотрели оба проектора в демо-зале ГК DIGIS — аппараты стояли рядом на стойке, чтобы переключиться между ними, требовалось лишь переткнуть HDMI-кабель от источника, UHD-проигрывателя OPPO BDP-203. Экран — 130” со стандартной белой отражающей поверхностью (gain 1,0). Смотрели обширную подборку видеороликов и фильмов на дисках Ultra-HD Blu-ray, основных было два: «Пассажиры» и «Выживший». Первый хорош тем, что содержит самые разные сцены, как темные, так и яркие, и великолепно снят с технической точки зрения. Второй уникален, поскольку снимался при естественном освещении на природе и отличается поразительно реалистичной картинкой.
Разница в качестве оптике стала заметна уже при первоначальной настройке.
Младшую модель смотрели первой — дали ей фору. Светового потока 2000 ANSI лм вполне достаточно для экрана 130”. Перебрали все 10 пресетов изображения и выбрали REF (Reference), в котором отключены какие-либо обработки, и видеотракт как бы становится «прозрачным» для видеосигнала. Даже обработку Dynamic HDR Enhancer убрали. И Motionflow тоже — она делала картинку фильма «телевизионной», хотя четкость движущихся объектов реально повышалась. Какие-либо обработки в проигрывателе тоже были отключены. Заметим, что такой «пуризм» возможен только с проекторами высокого класса — у бюджетников обязательно нужно что-то «улучшать» (enhance).
После всех манипуляций (точнее, отключений) получили типичную для проекторов Sony картинку: сбалансированную, нейтральную, точную. Несмотря на «обычную» оптику, она была четкой, подробной, детальной. Ничего неожиданного: как всегда у Sony, все хорошо.
С ощущением глубокой удовлетворенности переключился на VPL-XW7000, предполагая, что после тонкой настройки, необходимой в силу большего светового потока, получу примерно такой же результат. Во всяком случае, так было прежде, когда удавалось сравнить две модели из одной линейки. Погасил избыток яркости регулировкой мощности лазера. Проверил настройки, все ли лишнее отключено. И через несколько минут залип на фильме «Выживший». На брутальной и кровавой сцене нападения индейцев стало заметно, что действие происходит на заре, солнечные лучи еще слабы, но дают едва заметную теплую подкраску обращенным на восток объектам — в интерпретации младшей модели все выглядело пасмурным и неприглядным. Картинка была вроде правильной, но не затягивала, не вовлекала в происходящее на экране. С VPL-XW7000 приходилось делать усилие, чтобы переключиться на другую сцену или фильм. Видимо, многократно усилилась вовлеченность в происходящее на экране.
Получили типичную для проекторов Sony картинку: сбалансированную, нейтральную, точную.
Тот же эффект на «Пассажирах». Много раз смотрю этот фильм на самых разных проекторах, но впервые у меня возникла мысль, как умело его создатели работали со светом и цветом, используя их как выразительное средство, а не просто добиваясь высокого технического качества. Помню, как один очень дорогой проектор (не Sony) поразил меня густо-зеленой листвой дерева, выросшего на космическом корабле. Цвет был не очень натуральной, но исключительно выразительным. В интерпретации VPL-XW7000 листва была предельно достоверной по цвету, почти не потеряв в выразительности. Можно сказать, что разработчики аппарата смогли попасть в «золотую середину», найдя идеальное сочетание точности и эмоционального воздействия. И если во время просмотра младшей модели говорил себе: «Нормально, все хорошо», то старшая поначалу вообще перекрыла череду рациональных оценок, а под конец вызвала глупую, недостойную серьезного эксперта фразу «Вот этот проектор и в самом деле хорош!».
Спроси у кошелька
Вывод закономерен. Если есть деньги, которые совсем не жалко отдавать за штуковину, которая будет скромно висеть в темноте под потолком, надо брать VPL-XW7000, только надо понимать, что с ним вы будете проводить в своем кинозале значительно больше времени. Подскажу отмазку: это можно делать с детьми. Возможно, даже захочется пересмотреть старые фильмы из коллекции — вдруг заметите там что-то важное, не замеченное ранее.
Людям, которые умеют считать деньги и смотрят кино с холодным сердцем, следуя за поворотами сюжета и не обращая внимание на работу художника и оператора, можно смело ограничиться VPL-XW5000. В конце концов, хорошее настроение и эмоциональный подъем можно создать себе множеством других способов, доступных взрослым людям. Вдаваться в подробности не буду — все и так всё понимают.
Sony VPL-XW5000 | Sony VPL-XW7000 | |
Матрицы | SXRD 3 х 0,61 |
Физическое разрешение | 3840 x 2160 |
Управление оптикой | ручное/моторизованное |
Зум | x1,6/х2,06 |
Световой поток, ANSI лм | 2000/3200 |
Контрастность ∞ | 1 (динамическая) |
Источник света | лазерно-фосфорный |
Ресурс источника света, ч | 20000 ч |
Диагональ экрана | 60” — 300” |
Поддержка 3D | нет/да |
Поддержка HDR | HDR10, HLG |
Коммутация | 2 x HDMI (с поддержкой HDCP 2.3), 1 x триггер (3,5 мм), RS-232C, IR In, Ethernet (RJ45), USB (для обновления прошивки) |
Потребляемая мощность, Вт | 295/420 |
Шум системы охлаждения, дБ | 24/26 дБ |
Габариты (Ш х В х Г), мм | 460 x 200 x 472/ 460 x 210 x 517 |
Масса, кг | 13/14 |
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", декабрь 2022 г. www.salonav.com