О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2560Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
На дирижабле через Атлантику. Transatlantic – The Whirlwind. Обзор
Новое издание одного из самых известных альбомов прогрессив-рока при соблюдении самых серьёзных критериев музыкальности, драматичности и виртуозности доставляет предсказуемо сложное удовольствие.
Релиз напоминает, что же означает понятие «супергруппа», нередко сейчас используемое в пиар-целях и поэтому несколько потерявшее свой смысл. Transatlantic же полностью ему соответствует, то есть представляет собой объединение музыкантов, ставших суперзвёздами в других составах. Её основали два американца: вокалист, клавишник и гитарист Нил Морс (ex-Spock's Beard) и барабанщик Майк Портной (ex-Dream Theater). К ним присоединились звезды с другого берега Атлантики: швед, гитарист Ройне Столт (Kaipa, The Flower Kings, Agents Of Mercy) и британец, басист Пит Тревавас ( Marillion, Edison's Children). То есть группа, действительно, трансатлантическая, название команды прямолинейно.
Жизнь группы разбита на два периода. Первый, с 1999-го по 2002-й, и второй, стартовавший в 2009-м именно с диска The Whirlwind – видимо, особая аура проекта заставила музыкантов вернуться к «трансатлантическому» творчеству. Отвечавшие за музыкальное настроение Столт и Морс явно желали сделать скорее красиво, чем напряженно, более насыщенно, а не эффектно. Исполнители начинают новые темы, мелодии, насыщают их тембрами и наложениями, делают это с присущей стилю долей пафоса и серьёзностью. Эстетские гитары Столта – от традиционно солирующих, до изысканно акустических – словно прорываются из-за стены звука; иногда отлично звучит не вылезающий вперёд креативный бас Треваваса. Отметим приглашённых музыкантов: Крис Кармихаэль отвечает за струнные, а Марк Папеджин – за валторну.
Рассказ про «шторма нашей жизни» идёт сдержанно и раскатисто, стихи на философские и постапокалиптические темы, их длинные, продуманные одиночные партии напоминают о сольных работах участников. Штатного «звёздного» вокалиста в составе нет – поют все. Возможно, поэтому многие источники, определяя жанр записи, скромно обходят слово «опера», однако оно более чем уместно, да и на яблоках издания названия треков отсутствуют, подчеркивая, что альбом должен восприниматься как единое произведение, 12-частная прог-рок-опера.
Синергия, особое оригинальное качество присутствуют в релизе в «полный рост». От почти джазового клавишного фьюжн до мощного хэви – получается красиво. Это, в первую очередь, не поиск новых тембров, а их изобретательное сочетание и обыгрывание.
Альбом не криклив и не навязчив, нетороплив и основателен, чем-то похож на дирижабль с обложки, нарисованный Столтом – лого Transatlantic – образ, кочующий по альбомам группы. Это, конечно, не аварийный «Гинденбург» с обложки первого Led Zeppelin и не агрессивный участник китайской армады, завоёвывающей Америку в «Войне в воздухе» Герберта Уэллса, но неизбежно на них намекающий. Гордый и спокойный покоритель небесных просторов.