О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2581Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Космический ковбой, великий актёр и «битлы» — какую музыку прошлого века признали худшей
Мы уже рассказывали о музыке нулевых, которую публика и критики встретили как минимум неоднозначно. На этот раз поговорим о периоде шестидесятых. Здесь тоже нашлось место не самым удачным экспериментам. Обсудим трек, официально запрещенный в НАСА, и песню The Beatles, которую не любят сами авторы.
Парализующая какофония
Техасский подросток Норман Одам в семь лет хотел полететь на Марс и стать знаменитым. Отправиться в космос он так и не смог, но вторую мечту исполнил. Так, в четырнадцать лет он придумал себе псевдоним — Legendary Stardust Cowboy, а к шестнадцати годам научился играть на барабанах, горне, казу, губной гармошке, роге буйвола и стиральной доске [да, она считается музыкальным инструментом].
Свои навыки Норман решил применить, чтобы написать песню, которая бы увлекла всех. Так, в 1968 году появился трек «Paralyzed». Он состоял из выкриков, завываний, лишенного всякой гармонии грохота инструментов и других звуков.
Удивительно, но музыкант добился своей цели — песня стала популярной. Она вышла на лейбле Mercury и вошла в топ американского журнала Billboard. Выстрелив хитом, Legendary Stardust Cowboy пропал с радаров, но его работа оставила глубокий след в истории музыкальной индустрии [и не только там]. В начале 70-х НАСА попыталось использовать трек «Paralyzed», чтобы будить членов экипажа во время миссий. Легенда гласит, что в тот день команда выполняла задачи невероятно плохо, поэтому агентство запретило включать эту композицию. Таким образом, «Paralyzed» — стала одной из немногих песен, которые официально запрещены в космосе.
Но куда интереснее влияние, которое Норман оказал на Дэвида Боуи. Созданный им образ Зигги Стардаста — это отсылка к Legendary Stardust Cowboy. Боуи стал фанатом музыканта после того, как сам присоединился к Mercury Records.
В целом критики относятся к «Paralyzed» неоднозначно. Писатели Дэйв Марш и Джеймс Бернард включили ее в список худших песен шестидесятых. Однако у нее до сих пор есть поклонники — например, автор книги «1001 Songs», а британский пианист Пол Льюис назвал «Paralyzed» своим «порочным удовольствием».
Слишком много лирики
В отличие от The Legendary Stardust Cowboy, Ричарда Харриса нельзя назвать эпатажной личностью. Он ирландский актер, режиссер, обладатель призов Каннского кинофестиваля, лауреат премии «Золотой глобус».
При этом он записал несколько альбомов. Один из самых известных его треков — «MacArthur Park». Критики посчитали его худшей песней 1968 года. По их мнению, композиция слишком длинная и с претенциозной лирикой.
Хотя у публики было совершенно иное мнение. Песня даже добралась до второй строчки американского чарта Billboard Hot 100 и до четвертой строчки в UK Singles Chart. В 1968 году композитор «MacArthur Park» получил «Грэмми» за аранжировку. Коммерческий успех тоже был — более миллиона продаж и «золотой диск».
На трек Ричарда Харриса даже вышло множество каверов. Самым успешным стало исполнение «королевы диско» Донны Саммер. С этой песней её номинировали на «Грэмми» в 1978 году. Это был первый случай в истории, когда альбом и сингл одной певицы занимали первые места в американских чартах. Ремикс классического исполнения Донны Саммер поднялся в топ Billboard и в 2013 году.
Неоднозначность оригинальной композиции умело подчеркнул американский сатирик и критик Джо Куинен. По его словам, «MacArthur Park» не худшая песня из когда-либо написанных, но один из самых загадочных хитов в поп-музыке.
Нелюбимая песня «битлов»
«Ob-La-Di, Ob-La-Da» — песня с «Белого альбома» The Beatles. По словам Пола Маккартни, работа над ним была странным опытом. Тогда коллектив лишился своего менеджера, поэтому участники группы самостоятельно занимались организационной работой. Их музыкальные сессии регулярно разбавлялись деловыми встречами. Товарищество предыдущих сессий угасало, квартет был на грани распада.
На написание песни «Ob-La-Di, Ob-La-Da» Пола Маккартни вдохновил Джимми Скотт — нигерийский музыкант, который переехал в Англию и работал в джаз-клубах в Сохо. На стиль повлияло также распространение в стране музыки с ямайскими корнями — ска и рокстеди.
Уже после релиза Джон Леннон и Джордж Харрисон заявили, что «Ob-La-Di, Ob-La-Da» им не нравится. Мнение музыкантов разделили и критики. Американский музыкальный журнал Blender поставил работу коллектива на 48-е место в рейтинге «50 худших песен на свете». Аналогичную оценку работе дали на BBC, но не все с ней согласны. Многие меломаны с теплотой вспоминают времена, когда родители напевали им «Ob-La-Di, Ob-La-Da». Хотя некоторые считают мотив песни немного лицемерным, учитывая состояние группы во время записи «Белого альбома».