О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео495Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2551Музыкальные и кинообзоры619Глоссарий
Новые музыкальные инструменты — кто их делает и кто на них играет
Мы часто рассказываем об олдскульных синтезаторах и устройствах аудиозаписи. Например, мы говорили о траутониуме, телеграфоне и терменвоксе.
Сегодня продолжим тему, но обсудим новинки, которые проектируют наши современники. Это — орган из подручных материалов, электромагнитная арфа и «синестетическая машина». Под катом — немного о каждом из инструментов.
Электромагнитная арфа
Исландский композитор Эльфур Ханссон достаточно известен в узких кругах и писал музыку для Исландского симфонического оркестра и американского «Кронос-квартета». И хотя Эльфур предпочитает работать с «классикой», он также пишет электронную музыку. Однако композитор отмечает, что в этот момент не чувствует физической связи с мелодией и инструментом. Причина в том, что за обработку звука отвечает компьютер, а за воспроизведение — акустическая система.
Три года назад энтузиаст решил устранить этот «разрыв» и разработал собственный инструмент — устройство получило название Segulharpa. Это — электроакустическая арфа, стальные струны которой находятся в магнитном поле. Его генерируют электромагниты, расположенные внутри большого овального корпуса. Чтобы их активировать, достаточно коснуться емкостных металлических сенсоров на передней панели. Воспроизводимый звук меняется в зависимости от силы нажатия. В то же время инструмент можно запрограммировать и с помощью MIDI.
Компоненты арфы Эльфур проектировал и собирал сам, а прогрессом делился в Instagram и на своем сайте. Там можно посмотреть, как выглядят сенсорные клавиши, струны с магнитами и кастомная схема. Послушать — на SoundCloud. Что интересно, гаджет уже обрел определенную популярность. На него обратила внимание Бьорк — певица использовала его во время выступлений в 2019-м. И уже в этом году Ульфур занял первое место на конкурсе Guthman Musical Instrument Competition, где жюри отмечает необычные идеи в сфере музыкального дизайна и инженерии.
Самодельный орган
Этот инструмент называется The Mammoth Beat Organ, и он собран из подручных материалов. В жизнь его воплотил изобретатель-экспериментатор Грэм Даннинг совместно с музыкантом и преподавателем из Бирмингемского университета Сэмом Андервудом. Авторы вдохновлялись технической литературой об автономных механических инструментах XX века, а в качестве референсов использовали архивные фотографии и документы из музея Хорнимана в Лондоне.
Компоненты для устройства энтузиасты подбирали в хозяйственных магазинах и на собственных чердаках. Они использовали механические валы, шуруповёрты, воздушные шары, пластиковые сферы и трубы, даже старый барабан. Работу инструмента обеспечивает конструкция с велосипедным колесом и двумя насосами, перекачивающими воздух.
The Mammoth Beat Organ [как и Segulharpa] тоже участвовал в Guthman Musical Instrument Competition, поэтому известен в узких кругах. В 2018 году дуэт даже пригласили выступить на фестивале экспериментальной музыки Supersonic. К сожалению, не вся аудитория тепло приняла музыкантов. Скорее всего, всему виной стало звучание инструмента — выступление представляло собой какофонию звука, свиста и шума. Запись перформанса есть на YouTube, поэтому желающие могут самостоятельно оценить «музыкальность» органа. Исполнители объяснили ситуацию тем, что у них не было времени на репетиции — они занимались отладкой инструмента. Справедливости ради стоит заметить, что когда энтузиасты «взяли инструмент под контроль», они записали дебютный альбом — The Blow Vol.5. В нем орган действительно звучит гораздо более музыкально (но все еще на любителя).
Краски как музыкальный инструмент
Синестезия — это способ восприятия, при котором сигналы одной сенсорной или когнитивной системы находят отклик в другой. Так, художник Брайан Александр может «слышать» цвет. Он захотел, чтобы каждый мог испытать это чувство. Совместно с командой экспериментальной лаборатории Trace Bloom он разработал Synescope. Это — графический музыкальный инструмент, который считывает и трансформирует рисунок в звуковую дорожку.
Устройство напоминает виниловый проигрыватель с белым опорным диском, на который наносят рисунок гуашью. Над вращающимся «холстом» установлена камера, считывающая изображение. Специальное программное обеспечение анализирует контуры, цвет, насыщенность и генерирует звуковую дорожку.
Выглядит это следующим образом:
Автор планирует развивать инструмент и даже наладить его производство. Ну а пока команда Trace Bloom уже записала с помощью него альбом The Carbon Pool.