О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2581Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Книги о цифровой обработке сигналов и звуковом синтезе
На прошлой неделе мы представили подборку литературы для тех, кто желает «погрузиться» в поиск музыкальной информации (MIR). Сегодня — представим материалы о цифровой обработке сигналов и акустических плагинах.
Designing Audio Effect Plug-Ins in C++
Эта книга о тонкостях разработки плагинов для создания звуковых эффектов на языке C++. Их можно интегрировать в программное обеспечение для микширования музыки вроде Steinberg Cubase и Avid Pro Tools. Её автором выступил инженер Уильям Пиркл, который сегодня преподает в университете Майами. До этого он долгое время тестировал акустическое оборудование на производстве и разработал бесплатный инструмент для прототипирования алгоритмов звуковых эффектов RackAFX.
В первых главах книги Пиркл проведет небольшой ликбез и познакомит вас с теорией цифровой обработки сигналов (DSP), разберет «анатомию» популярных плагинов вроде AAX, AU и VST3, а затем перейдет к их практической реализации на базе самописного фреймворка. Его код лежит в открытом репозитории на GitHub.
Труд Уильяма Пиркла легко найти на маркетплейсах, а можно скачать в электронном виде с сайта Национальной библиотеки академической литературы в Эфиопии. По мнению читателей, автор доходчиво объясняет суть алгоритмов и подкрепляет слова математическими выкладками. Благодаря этому в тему сможет погрузиться даже новичок в сфере DSP. Книга также хорошо послужит в качестве настольного справочника, так как представленные алгоритмы подходят для использования в реальных проектах (например, для борьбы с искажениями сигнала).
Тем, кому понравится эта книга также стоит обратить внимание на вторую работу автора — «Designing Software Synthesizer Plug-Ins in C++». Тут он делает акцент на устройстве цифровых синтезаторов и звуковых рабочих станций (DAW).
DAFX: Digital Audio Effects
Книга, посвященная основам создания аудиоэффектов, от немецкого инженера Удо Зольцера, заведующего кафедрой обработки сигналов и связи в университете имени Гельмута Шмидта. Автор рассказывает о работе фильтров, модуляторов и демодуляторов, пространственных эффектах, спектральном анализе и частотном искажении музыкальных сигналов. В последней редакции были добавлены новые главы, посвященные автоматическому микшированию и разделению источников звука. В их написании принимали участие ведущие инженеры в сфере DPS.
Стоит отметить, что все примеры в книге подкреплены расчетами в математическом пакете MATLAB — скрипты выложены на сайте-компаньоне. Но если вы не знакомы с синтаксисом системы, вам может быть сложно разобраться в материале. Хотя читатели говорят, что интересную для себя информацию здесь найдет как специалист аудиотехник, так и студент, начинающий погружение в эту область.
Computer Music: Synthesis, Composition, and Performance
Её написал профессор и композитор Чарльз Додж из Центра компьютерной музыки при Колумбийском университете. Это — старейшая организация по исследованию электронной музыки в Соединенных Штатах. За долгую карьеру автор написал множество композиций — в том числе «Earth’s Magnetic Field». В ней он использовал звуки, сгенерированные путем модуляции данных, полученных в результате анализа магнитного поля Земли. В каком-то смысле Чарльза Доджа можно считать пионером музыкального программирования. Это — метод написания треков с помощью специализированных ЯП. Свой опыт он изложил в книге.
Под обложкой вы найдете обзоры различных языков, разбор принципов работы синтезаторов и фильтров. Книга дает неплохой старт в сфере компьютерной музыки и на примерах объясняет такие концепции, как композиция, синтез и другие.
Несмотря на то что издание вышло в далеком 1997 году, оно считается своего рода классикой, до сих пор актуально, и участники тематических сообществ часто рекомендуют его к прочтению. Материал будет полезен музыкантам-любителям, композиторам, пишущим треки с помощью специализированных языков программирования, и даже разработчикам этих языков.