О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео494Фотогалерея100Интересное о звуке804Новости мира Hi-Fi2545Музыкальные и кинообзоры616Глоссарий
«Первые с конца»: какие музыкальные альбомы полувековой давности эксперты признали худшими
Пятьдесят лет назад на мировую музыкальную сцену вышли такие группы, как Led Zeppelin, Black Sabbath и The Who. Они нашли собственный стиль и звучание, которые до сих пор любит преданная аудитория слушателей.
Но были и исполнители, которых запомнили по другой причине — их творчество оценил исключительно узкий круг меломанов, а критики назвали их альбомы «худшими в истории». Наш материал о трех таких работах — Philosophy of the World (1969), Lord Sutch and Heavy Friends (1970) и Self Titled Album (1970) — и стоящих за ними коллективах. Желающих познакомиться с ними — приглашаем под кат.
Девичий панк-рок из глубинки
Американский городок Фремонт в штате Нью-Гэмпшир — это место, где была основана подростковая гёрл-группа The Shaggs. В её состав вошли три сестры — Хелен, Бетти и Дороти Уиггин. Они выступали в период с 1968 по 1973 год, и за это время выпустили всего один альбом — Philosophy of the World.
Его запись профинансировал отец девушек, потративший на это значительную часть своих сбережений. Он заказал печать тысячи пластинок, однако в свободную продажу поступили лишь сто копий. Остальные исчезли вместе с нечистоплотным продюсером, курировавшим проект. Насколько драматичной была ситуация, сложившаяся вокруг альбома, настолько же драматичным было и его звучание.
Описать его словами достаточно сложно. Это — перебивающие друг друга гитары, монотонные удары по барабану и голоса солисток, не соответствующие аккомпанементу. На момент выхода Philosophy of the World колумнисты из The New York Times отозвались (стр.109) о нем как о «худшем альбоме в истории».
В других изданиях работу посчитали акустическим месивом.
Хотя не все отзывы о творчестве молодых исполнительниц были столь критичны. Журнал The Village Voice назвал песни группы «новым рубежом в истории рок-н-ролла». Музыкант-экспериментатор Фрэнк Заппа как-то отметил, что три сестры из Нью-Гэмпшира звучат «круче, чем Beatles». Он даже сыграл несколько треков из их репертуара на радиошоу Dr. Demento в начале 70-х. Среди поклонников The Shaggs был сам Курт Кобейн, поставивший их альбом на пятое место в личном топ-50.
Сегодня Philosophy of the World в каком-то смысле переживает второе рождение. Несмотря на отрицательные рецензии, коллекционеры до сих пор разыскивают сохранившиеся пластинки Philosophy of the World,поддерживая своеобразный культ рок-группы из Нью-Гэмпшира. И даже спустя 50 лет The Shaggs приглашают выступить на крупных музыкальных фестивалях. В 2017 году они исполнили несколько песен из своего репертуара на Solid Sound Festival, проходившем в штате Массачусетс. Творчеством коллектива вдохновляется множество кавер-групп, а по его истории артисты внебродвейского театра даже ставят пьесы.
Провокация с британского берега
Не удалось снискать славы среди музыкальных критиков и британскому коллективу Screaming Lord Sutch and the Savages (название часто сокращают до The Savages). Группа выступала в экспериментальном жанре хоррор-рок, а в её состав в разные периоды времени входили такие музыканты, как Джимми Пейдж из Led Zeppelin, гитарист Джефф Бек и клавишник Ники Хопкинс, также сотрудничавший с The Beatles и The Rolling Stones. Однако неизменным фронтменом коллектива оставался эпатажный музыкант Дэвид Сатч по прозвищу Screaming Lord. Он любил устраивать на сцене целые представления, используя соответствующую атрибутику.
Участников группы объединяли взгляды на британскую музыкальную сцену 60-х годов. Они считали её слишком скучной и выражали протест через собственные провокационные треки. Одна из самых известных песен Дэвида Сатча — Jack the Ripper. Она стала настолько популярной, что на неё сделали каверы White Stripes, The Black Lips и The Horrors. Однако вершиной творчества The Savages считается альбом Lord Sutch and Heavy Friends, который вышел в 1970 году и практически сразу «взобрался» на 84 место в списке Billboard 200.
Это достижение можно назвать успехом, если на секунду забыть о шквале критики, под который попала группа после релиза. Редакторы The Rolling Stone в рецензии на альбом написали, что «коллектив талантливых музыкантов звучит, как плохая пародия на самих себя». Позже в своей книге «All Time Top 1000 Albums» музыковед Колин Ларкин отвел Lord Sutch and Heavy Friends роль худшего альбома всех времен. Ситуацию усугубил тот факт, что некоторые участвовавшие в записи музыканты открестились от авторства, намекая на сомнительное качество продукта.
Этот момент серьезно подмочил репутацию Дэвида Сатча в музыкальной среде, но, с другой стороны, он всегда считал себя нонконформистом, и любой скандал становился для него новой порцией черного пиара. После всей этой истории музыкант продолжал выступать и время от времени записывал новые треки — до тех пор, пока трагически не ушел из жизни в 1999 году. Сегодня преданные фанаты говорят, что на самом деле «спорный альбом» The Savages был не так уж плох, и волну негатива вызвали завышенные ожидания общественности.
Варварский взгляд на музыку
Еще одним альбомом того периода, заслужившим звание «худшего», стал Self Titled Album за авторством дуэта Attila. Эта работа выполнена в жанре психоделического рока и состоит из огромного количества рифов, накладываемых друг на друга, и зубодробительных клавишных соло, превращающихся в какофонию. Колорита добавляли и необычные инструменты, используемые музыкантами. Например, орган Хаммонда, про который мы рассказывали в одном из наших материалов, привносил неповторимые щелчки клавиш и «призвуки» соседних нот.
В целом акустическое наполнение альбома оказалось настолько спорным, что сам Билли Джоэл, который на тот момент был участником группы, охарактеризовал его как «психоделическая чушь». Отдельного внимания заслуживает обложка, где запечатлены участники коллектива в варварских доспехах среди мясных туш.
Вскоре после неоднозначного старта Билли Джоэл решил начать сольную карьеру без одиозных экспериментов. Как оказалось, попадание в топ худшей музыки не ставит на исполнителе крест, и даже приносит ему немного своеобразной славы. После критики музыканты часто проводят работу над ошибками и меняют вектор развития. Так, некогда провальные проекты спустя десятилетия становятся заметными или находят новую жизнь благодаря творческому потенциалу своих авторов.