О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Старт в музыкальном программировании — для начинающих достаточно и простого браузера
Продолжаем нашу серию постов о музыкальном программировании. В ней мы говорим о языках, утилитах и других инструментах, превращающих функции и атрибуты в мелодичные [в зависимости от уровня автора] композиции. Сегодня рассказываем о виртуальной среде Klangmeister. Она не требует установки специализированного программного обеспечения.
Музыкальное программирование — это процесс написания треков с использованием специализированного ПО, синтезаторов и секвенсоров. Есть огромное количество сервисов, позволяющих «влиться» в эту тему. О некоторых из них мы уже рассказывали — например, OpenMusic и ORCA. С их помощью можно писать музыку в разных жанрах, однако они требуют установки и настройки на компьютере. Композитор и разработчик Крис Форд посчитал, этот факт ограничивающим творчество начинающих музыкантов и решил исправить ситуацию.
Он разработал инструмент, позволяющий творить «без заморочек». Так появился Klangmeister — с немецкого переводится как «мастер звука» — работающий прямо из браузера.
Что под капотом
Для написания музыки Klangmeister предлагает использовать Clojurescript. Это — реализация языка LISP с компиляцией в JavaScript. Необходимые для работы функции хранятся в библиотеке Leipzig, которую написал автор проекта. Он также подготовил достаточно подробную документацию. Для воспроизведения треков приложение использует Web Audio API.
Интерфейс позволяет компилировать программы на лету — фактически писать и воспроизводить музыку в реальном времени. Ряд возможностей Крис Форд продемонстрировал на технологической конференции flatMap в Осло несколько лет назад. Например, чтобы написать мелодию, нужно составить массив, включающий продолжительность звучания и высоту тона для каждой отдельной ноты.
(phrase [3/3 3/3 2/3 1/3 3/3] [ 72 72 72 74 76]) |
Klangmeister также позволяет объединять несколько мелодий в одну:
(->> (phrase [3/3 3/3 2/3 1/3 3/3] [ 72 72 72 74 76]) (then (phrase [2/3 1/3 2/3 1/3 3/3] [ 76 74 76 77 79]))) |
На официальном сайте есть руководство с примерами кода для реализации более сложных техник написания музыки — зацикливанием треков и настройкой BPM.
В целом инструмент Klangmeister довольно прост, что является как его достоинством, так и недостатком. Он позволяет взять легкий старт в музыкальном программировании, но задействованный в работе Web Audio API плохо подходит для написания глубоких и комплексных композиций. Также автор отмечает, что Klangmeister лучше всего работает в Chrome. Функции синтеза, которые он использует, могут не поддерживаться в других браузерах (или поддерживаться плохо). Все желающие могут оценить «внутренности» проекта самостоятельно — его исходный код выложен в репозиторий на GitHub.
Какие есть альтернативы
Одна из известных виртуальных сред для аудиосинтеза в реальном времени — это SuperCollider. Мы кратко упоминали её в одном из предыдущих материалов. Она существует с 1996 года, и за это время вокруг неё сформировалось обширное сообщество поклонников. SuperCollider более сложный инструмент, чем Klangmeister и на его освоение может уйти длительное время, однако и возможности он предлагает более широкие.
С инструментом работает композитор Крис Браун (не путать с певцом и актером) из Сан-Франциско. С его помощью он написал альбом Branches. Эли Филдстил (Eli Fieldsteel), преподающий теорию музыкальной композиции в Университете Иллинойса, использует SuperCollider для анализа отдельных произведений на лекциях.
Еще одним аналогом Klangmeister, который упоминает сам Крис Форд, является платформа Extempore. Она включает в себя два языка программирования — Scheme и одноименный Extempore. Объединяет их возможности компилятор на базе LLVM, позволяющий обрабатывать цифровые сигналы в реальном времени. Как это работает, автор системы рассказывал на конференции OSCON, посвященной открытому ПО.