О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2581Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
«Лайвстрим в рамках закона»: как соцсети ограничивают использование музыки, и к чему это приводит
Как вы скорее всего успели заметить, проблемы с видеохостингами и запреты на поле социальных медиа становятся все более ощутимыми. Под блокировки попадают не только президенты стран, но и обыкновенные музыканты и стримеры. Последние сталкиваются с такими сложностями гораздо чаще, чем пару-тройку лет назад. Даже сейчас, когда мир живет в режиме «полузакрытого оффлайна», соцсети не предлагают пользователям дополнительные способы заработка на творческой деятельности и публикуемом контенте. Наоборот — они планомерно «закручивают гайки» и вводят новые правила. На этот раз остроту набирают споры вокруг «легализации» фоновой музыки: ряд крупных площадок взялись за регулирование этого аспекта и предложили аудитории собственные библиотеки аудиодорожек в качестве альтернативы.
Обсуждаем ситуацию и рассказываем, как отреагировали контент-мейкеры и их подписчики.
Без разбора
Несмотря на то что социальные сети и медийные платформы вкладывают сотни миллионов в развитие «умных» алгоритмов, они до сих пор остаются несовершенными. И речь не только о рекомендательных системах, но и о служебных — тех, что мониторят пользовательские аудио и видеозаписи. Такие «боты» обычно анализируют треки, загружаемые лейблами, а затем выделяют похожие фрагменты в пользовательском контенте — ищут материалы, нарушающие авторские права. Однако спорные моменты в их работе встречаются достаточно часто.
Последнее время с ними сталкиваются исполнители классической музыки. В прошлом году американский ансамбль Camerata Pacifica на страничке в соцсети транслировал «Кегельштатт-Трио» Моцарта. Для музыкантов это был один из немногих способов заработка в условиях карантина. Но трансляцию заблокировали через несколько минут после старта стрима.
По большей части стриминговые сервисы не имеют механизмов, позволяющих оперативно разрешить конфликтную ситуацию. Контент-мейкеры вынуждены обращаться в техподдержку — например, руководитель музыкального коллектива Camerata Pacifica переписывался со специалистами соцсети около шести часов, но иногда этот процесс растягивается на недели.
Однако площадки не торопятся что-то менять и выходить на открытый диалог с аудиторией. Они просто продолжают «закручивать гайки», а к общению их подталкивает только крупный скандал.
Новые правила
В центре одного из таких скандалов оказался стриминговый сервис Twitch. В прошлом году площадка решила ужесточить свою музыкальную политику. По запросу крупных лейблов компания начала удалять клипы с лицензионными композициями (раньше она лишь глушила в них звук). Сервис также потребовал от пользователей самостоятельно скрывать ролики, нарушающие авторские права, но не предоставил соответствующий инструментарий для поиска нарушений.
В то же время представители площадки посоветовали стримерам выключить звук в настройках игр, чтобы предотвратить страйки. Закономерно, контент-мейкеры назвали рекомендацию абсурдной (так как звук является одним из ключевых элементов игрового опыта) и обвинили компанию в перекладывании ответственности на пользователей. В качестве протеста некоторые стримеры стали играть в полной тишине, а другие, наоборот, имитировать звуки голосом.
Сейчас Twitch пытается найти решение проблемы. В конце прошлого года компания запустила собственную музыкальную библиотеку Soundtrack с одобренными инди-треками. Среди лейблов-партнеров уже числятся MonsterCat, Chillhop Music, SoundCloud. Но пока сервис критикуют за небольшую библиотеку, невозможность формировать плейлисты и плохой поиск.
Занимаются вопросами несправедливых блокировок и другие социальные сети. В частности, многие компании освежили рекомендации по работе с музыкальным контентом. Представители Facebook советуют не использовать больше количество треков на записи — такой подход сократит число ложных срабатываний системы распознавания контента. В то же время соцсеть предлагает пользователям подбирать музыку для роликов и стримов в библиотеке Sound Collection — там лежат тысячи треков, с которыми можно работать без ограничений.
Еще вариант — обратиться к другим акустическим библиотекам с треками и семплами под лицензией Creative Commons. Работа с такими аудиозаписями позволит избежать проблем с алгоритмами на всех площадках, в том числе на YouTube. О некоторых таких ресурсах мы рассказывали в наших подборках — они доступны в нашем «Мире Hi-Fi»:
- Где взять аудиосемплы для ваших проектов: подборка из девяти тематических ресурсов
- Музыка для ваших проектов: 12 площадок с треками по лицензии Creative Commons
- Аудио для разработки игр и других проектов — библиотеки со звуками природы
Что дальше
В целом можно ожидать, что компании, владеющие соцсетями, продолжат «закручивать гайки» в отношении музыкального контента. В этом направлении их будут подталкивать и регуляторы, постепенно ужесточающие законодательство в сфере пиратства по всему миру.
Под конец 2020 года в США начали обсуждать поправку к Закону об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Если её одобрят в текущем виде, нелицензионное использование музыкального трека в видео может стать уголовным преступлением. Следуя этой логике, площадки смогут ввести еще более жесткие ограничения по контенту в своих правилах.