О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео494Фотогалерея100Интересное о звуке804Новости мира Hi-Fi2545Музыкальные и кинообзоры616Глоссарий
«Одно неловкое движение, и сразу целый вал ненужных рекомендаций»: за что критикуют видеохостинги
Если вы смотрите образовательные ролики и контролируете спонтанную тягу к стороннему контенту, крупные видеохостинги скорее всего не вызовут у вас дискомфорт. Практически всегда там найдутся подходящие лекции и выступления экспертов. Однако стоит оступиться и пару раз включить ток-шоу, сюжет про НЛО или «плоскоземельщиков», как алгоритмы зарядят обойму рекомендаций похожего контента и начнут подсовывать его с неистовой частотой.
Осада related-блоков и «персонализация» главной будет продолжается неделями, пока вы снова не зацепитесь за очередную теорию заговора или новостные сводки. В умеренных объемах они безвредны — смысл и содержание всех этих роликов забывается через час после просмотра.
Однако для алгоритма такое поведение лишь подтверждает, что вы не против проваливаться глубже в «черную дыру». Обсудим эту проблему подробнее и посмотрим, что можно сделать, чтобы не тратить время на посредственные видео и оставаться в относительной независимости от принципов и результатов работы рекомендательных систем.
Метрики вместо развития
Универсальный характер проблемы достаточно точно описал Даниел Канеман, известный психолог и лауреат многочисленных премий по экономике. Он констатировал, что основная масса соцсетей вовсе не стремятся вооружить нас инструментами для саморазвития и поиска качественного контента среди сотен тысяч и миллионов ежедневных публикаций. Их задача — максимизировать уровень вовлеченности пользователей, чем и заняты соответствующие алгоритмы и рекомендательные движки, в том числе и популярных видеохостингов. С их помощью мы незаметно для себя — день за днем — строим персональный «инфококон», из которого потом придется выбираться: «Воззрения, которыми вы обладали несколько лет назад, становятся все более экстремальными за счет влияния соцсетей», — замечает Канеман.
Действительно, массовые площадки пока плохо «понимают», когда мы приходим за новыми знаниями, а когда — за развлекательным контентом. Поэтому и не могут вовремя сгладить эффект, о котором говорит всемирно известный эксперт. На данном этапе они конкурируют лишь за наше время с помощью ряда простых ухищрений вроде эксплуатации «принципов информационного казино», заставляя нас по десять раз в день заглядывать в свои приложения.
Как следствие — мы и правда чаще открываем их, чтобы посмотреть новые публикации, но с каждым годом мотивация продолжать пользоваться тем или иным сервисом — постепенно снижается, а искренний интерес к ним просто-напросто замещает легкая форма аддикции.
Даже разработчик, поучаствовавший в проектировании рекомендательного алгоритма YouTube, убежден, что задачи для него можно было бы сформулировать несколько иначе. За этим последовала бы совсем другая реализация и эффект в масштабе пользовательской базы сервиса.
Слабые рекомендации
Сегодня все чаще можно встретить критику алгоритмов YouTube. Вот так на эту тему высказываются на Hacker News: «Болею, целую неделю сижу дома. Фактически обновляю главную каждые пятнадцать минут, но видео, которые я пропускаю уже сотый раз, остаются на месте. Снова и снова нужно скроллить, чтобы найти что-то другое». Базовая рекомендация в таких ситуациях — самостоятельно редактировать, чистить или «замораживать» историю просмотров. Если избавиться от пары записей с роликами об условных теориях заговора, алгоритм пессимизирует это тематическое направление и не будет рекомендовать подобный контент. Более радикальный подход — режим приватного просмотра [инкогнито или private browsing], если возникает спонтанное желание провалиться в «черную дыру» с кучей сомнительных сюжетов. Так можно будет и не тратить время на чистку watch history.
Резиденты HN отмечают и другие особенности рекомендательного движка этой площадки: «Помню, как в далеком 2009-м искал электронную музыку и в related к трекам с условной тысячью просмотров были аналогичные по популярности композиции. Их мало кто слушал, поэтому и я всего за несколько часов открыл для себя кучу новых исполнителей. Сегодня все иначе — алгоритм выдает похожие видео, но это — почти всегда стотысячники».
Стоит признать, что встречаются и мнения в защиту YouTube, хотя по большей части ключевую роль в примерах играют не алгоритмы, а пользовательский опыт: «На моем ноуте слушал музыку чуть ли не весь дом, но ситуацию спас хороший вкус окружающих — теперь сервис радует меня шикарными рекомендациями. Они круче, чем у Spotify». На HN говорят и о других видеохостингах вроде Netflix, но даже в случае этой стриминговой площадки — пользователи сожалеют о низком качестве действующих алгоритмов фильтрации контента по сравнению с временами, когда компания работала с DVD-дисками и предлагала качественные рекомендации.
Отсутствие точечных настроек
Зачастую, чтобы улучшить выдачу, аудитории YouTube приходится обходить «заводские» возможности сервиса и прибегать к ухищрениям вроде регистрации нескольких аккаунтов для различных задач. Допустим, первый они используют для изучения всего нового, что имеет отношение к работе, а второй — для просмотра видео по сторонним темам.
Еще один лайфхак пригодится тем, кто не успевает изучать ролики, отложенные для последующего просмотра. Часть из них рано или поздно пропадают с площадки — либо за нарушения правил, либо по желанию авторов, решивших обновить канал. В таком случае стоит заранее воспользоваться youtube-dl — одним из наиболее популярных менеджеров загрузок [более 87 тыс. звезд на GitHub на момент публикации]. Либо выбрать более доступный вариант — закинуть ссылку на видео в Wayback Machine. Однако в этом случае гарантированной архивации ждать не стоит — снэпшот могут и не сделать по единственному запросу [хотя общее число захватываемых сервисом роликов еще в 2018-м доходило до 800 тыс. в неделю].
По мнению резидентов HN, чтобы не отвлекаться на рекомендации, иногда стоит полностью скрывать related-секции с помощью адблокеров. Или настроить автоматический редирект с главной — к ленте тех каналов, на которые вы подписаны. Вообще говоря, среди аудитории площадки уже давно сформировался запрос на подобный функционал и точечные возможности вроде белых и черных списков, которые позволили бы прятать из выдачи ролики с определенными ключевыми словами, тегами и параметрами. Однако зрители вынуждены делать все это с помощью сторонних сервисов — например, RSS-ридеров. Хотя и эту возможность, кажется, уже ограничили, так что довольствоваться остается лишь расширениями для браузеров.
Что будет происходить дальше
Не стоит думать, что под критику аудитории — и, к сожалению, регуляторов — попадает один-два крупнейших видеохостинга мира. Проблемы есть и у других массовых соцсетей и стриминговых платформ. Их подход к работе с контентом вызывает все больше вопросов, а пользователи — все чаще испытывают усталость от посредственных рекомендаций и механик, с помощью которых паблишеры пытаются удерживать их внимание и уровень вовлеченности.
Следует признать, что перекос в строну исключения человеческого фактора из рекомендательного процесса пока не принес выдающихся результатов, поэтому «маятник» уже начал движение в обратную сторону. Мы продолжим рассказывать о том, как развиваются альтернативные способы поиска интересных видеороликов и музыки здесь и в нашем «Мире Hi-Fi», а пока — предлагаем несколько материалов для дополнительного чтения по теме:
- «Непрошеные рекомендации»: зачем искать музыку без помощи стриминговых сервисов
- Одна из киностудий снова выставлена на продажу, но ее стоимость снизилась вдвое
- «Найди все сам»: как подбирать для себя музыку без рекомендательных систем
- В каких странах взносы за ТВ обязательны, а где их «растягивают» еще дальше
- Апскейлинг исторических видеороликов — почему он нравится не всем
- Где взносы за ТВ обязательны, а где их «растягивают» еще дальше
- Обсуждение: «Мне нужен простой ящик, а не вот это все»