О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
История Hi-Fi.Часть 3: Полная готовность
- История Hi-Fi: этапы становления и промежуточный итог
- История Hi-Fi. Часть 2: Все для кино
- История Hi-Fi.Часть 3: Полная готовность
- История Hi-Fi.Часть 4: «Золотая эра»
- История Hi-Fi.Часть 5: Транзисторная эпоха и наши дни
Вторая мировая война также подстегнула технический прогресс, но его острие прошло мимо аудио, если не принимать в расчет гидроакустику (немецкая компания ELAC и французская Cabasse – примеры влияния близости баз военно-морских флотов на становление Hi-Fi-компаний). Главной областью приложения сил радиоинженеров стала высокочастотная радиолокация и создание радаров, а во второй половине 40-х началось бурное развитие телевидения, куда перетекли их интересы. В этот период также произошла смена поколений: аудиоинженеры, которые заложили основы Hi-Fi, передали эстафету тем, кому доведется работать в его «Золотую эру».
Одним из них был Тео (Дейвид Теодор Нельсон) Уильямсон, не доучившийся на инженера студент, отчисленный с третьего курса университета за не сданный экзамен по математике. Впоследствии он был избран членом Лондонского Королевского общества (академии наук), так и не получив высшего образования. Первой работой, принесшей ему известность, стал созданный им (на основе более ранних идей Кокинга) в 1944 году усилитель звуковых частот, получивший его имя.
Несмотря на ряд существенных недостатков (на наш современный взгляд), двухтактный четырехкаскадный ламповый усилитель мощности Уильямсона отличался именно теми характеристиками, которые позволяют обеспечивать высококачественное звучание. В 1947 году его схема была опубликована для самостоятельного повторения радиолюбителями и на два десятилетия стала образцом ламповой схемотехники. В послевоенное время любители аудио часто предпочитали самостоятельно собирать компоненты, чем покупать существенно более дорогие промышленно выпускаемые образцы. Спустя десять лет производители серийных моделей отказались от схемы Уильямсона, но именно она положила начало гонке за повышение выходной мощности и снижение нелинейных искажений усилителей.
Какие-то из жестких требований, которые сформулировал Уильямсон, приступая к разработке своего усилителя, сегодня представляются само собой разумеющимися (к примеру, стабильность коэффициента усиления), но кое-что кажется чрезмерным, прежде всего глубокая общая обратная связь.
При этом следует иметь в виду, что за акустические системы были в ходу в то время. Не было особой ясности в методах их конструирования – простых и понятных формул и, тем более, компьютерных программ. Задача решалась методом подгонки: сделай несколько корпусов и послушай, в каком из них звучание комплекта динамиков лучше. А с фазоинверторным или рупорным оформлением все было еще сложнее – в плане количества переделок.
Высокое демпфирование (благодаря глубокой общей обратной связи) позволяло «укротить» басовые диапазоны АС, многие из которых отличались гулкостью. Возросшая типовая мощность также облегчала жизнь их разработчикам. Кроме того, схемотехника усилителя Уильямсона позволяла радиолюбителям использовать доступные на рынке лампы (2A3, 6L6, 807, KT66 и 5881). Но с появлением к концу 50-х EL34 и KT88 на начавший формироваться Hi-Fi-рынок вышли ультралинейные продукты от Dynaco, Acrosound, Marantz и Citation.
Еще одно знаковое событие произошло в конце 40-х: американская компания Ampex выпустила магнитофон. Технологии записи на магнитные носители были известны и до войны, однако основой для первой модели Ampex Model 200 стали вывезенные из Германии образцы представленного в 1935 году на радиовыставке в Берлине (ныне IFA) Magnetophon-K1, носителем в котором выступала пленка производства BASF. Характеристики звучания с этого устройства существенно превосходили те, что обеспечивала в то время грамзапись, и эта техника широко использовалась на немецких радиостанциях во время войны.
В послевоенное время изготовление магнитной ленты с покрытием из оксида железа было освоено компанией 3M, и новые магнитофоны Ampex быстро превзошли в качестве немецкие оригиналы. Внедрение и быстрое совершенствование записи на магнитной ленте стало предпосылкой бурного прогресса Hi-Fi, начавшегося в 50-х годах.