О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2560Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
«За и против»: апскейлинг исторических видеороликов — почему он нравится не всем [«1000 и 1» мнение по теме]
На критику деятельности «апскейлеров», опубликованную в одном из топовых научпоп изданий, гиковское сообщество отреагировало ярким обсуждением темы. Рассказываем, что к чему.
Что случилось
Апскейл-ролики Дениса Ширяева и документальный фильм Питера Джексона «Они никогда не станут старше» поставили в один ряд. Сделал это журналист Wired, снабдивший статью точечными комментариями историков и специалистов по реконструкции. Мнения были далеки от хвалебных.
Раскритиковали не столько обоих авторов, сколько само явление — апскейлинг и колоризацию исторических записей. Материал попал в топ Hacker News, где завязалась дискуссия, а на днях — активно обсуждался и на Хабре. Мы изучили более 300 оценок по теме и выделили главное.
Пинг-понг мнений
«Удалить артефакты и шум — вернуть запись в оригинальный вид. Обработка сверх этого только убивает подлинник», — открыли обсуждение «реконструкторы». «Часть из того, что мы видим на масштабированном изображении, отсутствовала в отснятом материале. Так можно дойти и до сокрытия исторический фактов», — продолжали они, намекая на манипулирование аудиторией.
«Джексон хотел привлечь внимание к трагическим событиям, чтобы люди не повторяли ошибок и не ввязывались в войны. Колоризация и апскейлинг черно-белой хроники помогла ему по-настоящему вовлечь зрителя в происходящее на экране», — объясняли в ответ пользователи Hacker News.
Но были и те, кто не поддержал колоризацию: «Иммерсивное погружение и историческая точность — разные задачи. Как работает масштабирование картинки, знают далеко не все, поэтому публике следует быть внимательнее к тому, что они видят в таких фильмах». «Точность восстановления хроники зависит от того, как обучали нейросеть. Будет ли вникать в такие тонкости обыватель?»
«Да, в какой-то степени это — иллюзия. Об этом нужно помнить. Но отказываться от просмотра не стоит. Все-таки исторические съемки — это не какие-то руины, которые нам предлагают реставрировать. Оригиналы остаются в архивах, а красочная картинка только привлекает к ним больше внимания», — продолжали те, кто выступил в поддержку апскейлеров.
Звучали самые разные аргументы: «Слушайте, а чем оригинал лучше? Люди в то время жили не в черно-белом мире, поэтому исторические записи — тоже в какой-то степени иллюзия».
В ответ на это кто-то дал ссылку на удивительные по своей красочности работы Сергея Михайловича Прокудина-Горского, документировавшего жизнь в Российской империи во время своих фотопоездок. Другие — залинковали колоризованную игру в снежки 1896 года в Лионе, выразив восхищение столь качественными «иллюзиями», и даже немного помечтали об «апскейлах будущего» для VR.
Что со всем этим делать
Рекомендации, реплики и мнения в треде на HN перевалили первую сотню буквально за пару часов с момента выхода статьи, запустившей обсуждение: «Чего вы боитесь? Неточности воспроизведения цвета крыш? Или после обработки люди на пленке вдруг пересядут с поезда на лошадь?»
«А что делать, если произойдет путаница с цветом военной формы? Что если на записи человек с седыми волосами, а вы сделаете из него блондина? Как быть с точностью отображения цвета кожи? Черно-белая хроника — другое дело. Вы просто знаете, что она не претендует на достоверность в этих вопросах», — продолжали спорить резиденты площадки, пока кто-то из них не заметил, что колоризацию можно улучшить, если заглянуть в справочники, соответсвующие дате съемки оригинала. По ним получится точнее воспроизвести цвет отдельных предметов, тканей и материалов.
«Чтобы исключить инсинуации, до или после апскейл-версии стоит посмотреть исходную. Так вы сделаете выводы сами», — к таким заключениям пришли сразу несколько участников дискуссии, а один из пользователей Hacker News поделился опытом работы в Библиотеке Конгресса США. Там он участвовал в масштабной программе по оцифровке исторических документов и рассказал, что для условного альбома на виниле нужно смотреть не только аудиозапись, но и все, что имеет к ней отношение: сохранившийся конверт, заметки и то, что известно о процессе создания произведения.
Другие заметили, что колоризация действительно могла бы выглядеть лучше, и обратили внимание на то, как меняют цвет опоры путей монорельса в Вуппертале. А что думаете вы?