О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео500Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2585Музыкальные и кинообзоры625Глоссарий
Dolby Atmos сегодня повсюду – и это не всегда хорошо
Великолепие Dolby Atmos нуждается в защите.
Хорошего иногда бывает слишком много. Мы с самого начала были горячими сторонниками Dolby Atmos, нам очень нравится этот великолепный пример рая в виде кинотеатра с по-настоящему объемным звуком. Однако внезапно логотипы этой технологии стали попадаться буквально повсюду. И хотя идея ее поддержки все более широким кругом AV-ресиверов и комплектов АС нам по душе, появление признаков ее наличия у дешевых саундбаров, телевизоров и даже смартфонов вызывает беспокойство: это не тот Atmos, который мы знаем и любим.
В конце концов, как все эти устройства могут обеспечить истинное трехмерное звучание, которое обещает Atmos? И если люди верят в то, что именно так воспринимается на слух аудиоформат нового поколения, как можно надеяться убедить их в том, что они достойны много лучшего? Вот почему значок Atmos на всем подряд нас совсем не радует.
Кинотеатр Dolby Atmos Odeon в Лондоне
История Dolby Atmos началась в кинотеатрах. Компания Dolby назвала свой новый формат «самым значительным достижением в области кинозвука с момента изобретения многоканального звучания» – и мы не станем спорить с этим утверждением. Она расширила стандартные 5.1- и 7.1-канальные форматы объемного звучания, добавив к ним верхние источники. Использование колонок, расположенных вдоль стен и, что особенно важно, на потолке, позволило по-настоящему окружить слушателя звуком со всех сторон.
В первом в Великобритании кинотеатре Dolby Atmos, Odeon на Лестер-сквер в Лондоне (на фото), было применено целых 400 колонок, обеспечивающих поистине полное погружение в звук. Если вам доведется услышать их в деле, у вас не останется сомнений в том, что эта система воплотила в себе новый, совершенно потрясающий подход к созданию кинозвука. В этом вся суть Dolby Atmos.
Конечно, большинству из нас домашний кинотеатр с 400 колонками не по карману. Тем не менее, приход Dolby Atmos из кинозала в дом в той или иной форме, определенно, имел смысл. Создав такую умную технологию, которая могла бы расширить звучание домашнего кинотеатра еще на одно измерение, кто бы отказался от возможности применить ее в компонентах, которые большинство людей могут использовать и способны себе позволить?
AV-ресивер Denon AVR-X3600H с поддержкой Dolby Atmos и батарея его подключений
Эпоха Atmos для дома началась с выхода сертифицированных AV-ресиверов и появления соответствующих Blu-ray-дисков с кинофильмами, первым из которых в 2014 году стал «Трансформеры: Эпоха истребления». Для получения максимального впечатления требовались колонки на потолке. Этот важнейший компонент обозначался третьей цифрой в конфигурации системы Dolby Atmos: скажем, имелось в виду, что в комплекте 5.1.2 должно быть две потолочных АС, а в 7.1.4 – четыре. И это было круто.
Если вы не располагали возможностью или не ощущали желания устанавливать колонки на потолке, что вполне объяснимо, можно было подумать о подключении модулей с динамиками, направленными вверх, которые размещаются на стандартных колонках и предназначены для имитации звучания потолочных АС.
KEF, ELAC, Elipson, Focal, Tangent и другие компании начали выпускать колонки Atmos. Это был вполне рациональный подход. Такая конструкция была более реалистичной и доступной, при этом благодаря расположению динамиков подобные модули обеспечивали большую «высоту» звучания по сравнению с обычными АС.
Однако это было только началом. К комплектам АС и модулям для установки поверх колонок вскоре добавились саундбары с поддержкой Dolby Atmos. Только подумайте: способна ли горизонтальная конструкция, установленная под телевизором, создать по-настоящему объемный звук?
Вспомним, что в кинотеатре звук обеспечивали 400 колонок. В точности воссоздать такую картину дома мы не можем, но любая система, носящая название Dolby Atmos, должна стремиться обеспечить максимальное приближение к такому же ощущению. Иначе говоря, мы должны получить объемлющий и охватывающий слушателя звук, доходящий до него сверху, спереди и сзади. Саундбару такая задача не по зубам.
Саундбары с функцией погружающего звучания – давно уже не новость. Компания Yamaha была и остается одним из лидеров в получении объемного звука при помощи одного устройства. Технология DSP (цифровой обработки сигнала), разработанная для модели Yamaha YSP-1, сделала его первым примером саундбара с таким звучанием. Она использует функции обработки сигнала, стены помещения и множество компактных, установленных под углом динамиков для формирования акустического пространства вокруг слушателя.
Мы очень высоко оценили многие из саундбаров Yamaha этого типа, всегда подчеркивая при этом, что это не более чем альтернатива «настоящему» объемному звучанию. Удобное и долгожданное новшество, но все же компромисс по сравнению с системами АС 5.1-канального формата.
Быстро перемотав пленку к 2020 году, мы обнаружим, что саундбары со временем стали совершеннее, а число моделей с поддержкой Dolby Atmos значительно выросло. Они доступны в любых ценовых категориях, а некоторые снабжены функцией мультирум – как, например, новый Sonos Arc. Теперь они не просто создают объемный звук, но и способны в значительной мере реализовать подход Atmos.
Лучшие известные нам модели, такие как Sennheiser Ambeo и Sony HT-ST5000, весьма впечатляют (и стоят соответственно), и мы искренне рекомендуем их. Тем не менее, мы все-таки не готовы заявить, что они могут в полной мере заменить систему Atmos с множеством АС во всех уголках комнаты.
Но наша главная проблема – это более дешевые модели, не способные даже приблизиться к настоящему звучанию Dolby Atmos. Одна из главных причин этого – в отсутствии направленных вверх динамиков: если у саундбара их нет, то имитировать эффект звука сверху будет гораздо сложнее. Таким образом, если HT-ST5000 от Sony, оснащенный двумя направленными вверх динамиками, оправдывает надежды, то гораздо более дешевый HT-ZF9, не имеющий таких излучателей, не справляется с задачей. Это неплохой саундбар, но до соответствия Dolby Atmos он не дотягивает.
И это только верхушка айсберга. Компании LG, TCL, Vizio и многие другие производят телевизоры Dolby Atmos, утверждая, что объемный звук создается динамиками, размещенными в корпусе ТВ. И даже планшеты и смартфоны обзавелись поддержкой Dolby Atmos. Способны ли эти устройства «перемещать звук вокруг слушателя» и «добавить новое измерение высоты» – то есть обеспечить два основополагающих элемента Atmos, если верить сайту Dolby? Мы в этом не уверены.
Мы всецело за то, чтобы все больше потребителей могли узнать и оценить по достоинству более качественный звук; но служит ли урезанная версия технологии правому делу? Или же она оставляет у пользователей, непреднамеренно применяющих ухудшенный вариант, разочарование новым и нежелание исследовать его более продвинутые примеры?
Само собой, этот феномен далеко не нов. Видео в HD, Hi-Res-аудио, 4K и многое другое – мы много раз наблюдали, как после запуска новые технологии «спускаются» вниз по ценовой линейке ради повышения доступности; но результаты зачастую оказывались неудовлетворительными, внося путаницу, а порой и ущерб. Отличите ли вы наушники с поддержкой аудио высокого разрешения от других? Помните путаницу с HD Ready или 4K Mastered? Едва ли подобные подходы оказались по большому счету полезными.
Компания Dolby и сама не раз прибегала к этому методу, начиная с первых лет ее деятельности. Ставшая в 1965 достоянием публики технология Dolby A, первый профессиональный стандарт шумоподавления, использовала четыре замысловатых фильтра для снижения нежелательного шума ленты. Естественно, Dolby нужна была версия для домашнего использования; технология Dolby B была намного дешевле, но и заметно грубее.
В конечном итоге все сводится к тому, что бизнес-модель Dolby построена на лицензировании. Компания хочет, чтобы бренды платили за сертификацию своей продукции и наличие логотипов – и чтобы этой продукции было как можно больше. И мы, когда появляются новые интересные изобретения – такие как Dolby Atmos или Dolby Vision – тоже хотим видеть как можно больше совместимых продуктов, а также соответствующего контента. Нам лишь хотелось бы, чтобы планка качества была чуточку выше.
Настоящее звучание Dolby Atmos производит незабываемое впечатление. Если вы еще не успели попробовать его – обязательно загляните в кинотеатр Dolby Atmos. И мы, в самом деле, очень рады, что теперь у нас есть возможность привнести немного этого волшебства в наши жилища – лучшие домашние системы Atmos делают именно это, в полном смысле слова добавляя окружающему звучанию новое измерение.
Но именно поэтому, если вы решили поселить систему Dolby Atmos в своем доме, мы убедительно просим сделать это с использованием лучших компонентов, которые вы можете себе позволить. В противном случае вы не оставите этой технологии ни одного шанса.
Вся техника была протестирована в специальных комнатах "What Hi-Fi?"
https://www.whathifi.com/news/about-us
Подготовлено по материалам портала "What Hi-Fi?", июнь 2020 г.